Министр по делам религий Нурлан Ермекбаев заговорил об открытии частных школ для девочек.
Инфоповодом послужил недавний случай в Актобе, где 4 женщины в хиджабах публично совершили намаз возле одной из школ.
Министр отметил, что хоть дамы и совершили административное правонарушение, молившись в непредусмотренном для этого месте, наказывать их никто не будет. Зато это стало поводом снова заговорить о раздельном обучении в школах девочек и мальчиков.
«Законодательство у нас позволяет открывать частные средние учебные заведения с раздельным обучением мальчиков и девочек. Пока этот вопрос изучается. Насколько граждане готовы открывать такие школы? Но они обычные, отделенные от религии.
Просто вопрос в том, что в таких школах девочки могут ходить без платков
Но это обычные светские школы», — передает слова Нурлана Ермекбаева информагентство «Спутник».
После министра о раздельном обучении заговорил бывший председатель комитета по делам религий министерства Галым Шойкин. Правда, сделал это он полупублично — поделился мыслями на своей страничке в Facebook с друзьями. Однако и столь ограниченная аудитория вскоре не смогла найти эту публикацию, вызвавшую бурную реакцию читателей.
Весьма осторожную по столь щепетильному вопросу позицию бывшего чиновника по делам религий, а теперь заведующего сектором в администрации президента Галыма Шойкина процитировал ресурс Zakon.kz.
«Есть много рисков, в первую очередь связанных с необходимостью недопущения превращения их в место, где в своем большинстве будут обучаться дети представителей различных религиозных течений, — написал Шойкин. — Вместе с тем, хорошо, что предлагается сделать их светскими, со всеми обычными требованиями к школам, как к программе обучения, так и соблюдению светского дресс-кода».
Кроме того, его беспокоит, насколько само раздельное обучение девочек и мальчиков соответствует требованиям правового государства и принципам гендерного равенства.
Не получится ли некое гетто для девочек? Как такие девочки потом будут жить в обществе, если 11 лет мальчиков не видели в школе?
А что об этой идее думают казахстанцы, отделенные от религии и государственной службы? Например, политолог-историк Султанбек Султангалиев известен своими атеистическими взглядами, особенно в области воспитания и образования детей.
— Нормально ли, что чиновники на волне скандала в Актобе выдвигают инициативы о создании в светском государстве раздельных школ для мальчиков и девочек?
— Вообще, удивительно слышать предложение с выраженным религиозным подтекстом об открытии раздельных школ от такого адекватного министра как Нурлан Ермекбаев. Который к тому же пользуется заслуженной репутацией жесткого борца с религиозными сектами.
Пожалуй, секретом Полишинеля является то, что
религиозные секты имеют поддержку не только среди части предпринимательского класса, но и в недрах государственного аппарата управления
— С учетом многолетней войны минобразования за светскую школьную форму есть ли гарантии того, что такие закрытые школы перестанут быть светскими и в них не будут пропагандироваться религиозные культы?
— Имеющиеся тенденции все более глубокого проникновения религиозного мировоззрения в нашем обществе приводят к выводу, что в Казахстане неминуемо возникнут религиозные школы.
Причем речь идет не о государственных специализированных богословских учреждениях, а именно о частных школах с религиозной спецификой
Конфликт по поводу ношения хиджабов в образовательных учреждениях никуда не исчез, вопрос остается и становится все более актуальным в силу увеличения количества адептов.
Рано или поздно проблема найдет разрешение в виде компромиссного варианта. То есть в государственных учреждениях образования останется светский вариант, но также будут функционировать и частные религиозные школы. Власти будут вынуждены пойти на такой шаг, дабы не нагнетать ситуацию в обществе.
— Даже если предположить, что идея будет поддержана, чей опыт Казахстан будет перенимать для ее внедрения? В мире существует множество как положительных, так и отрицательных примеров раздельных школ.
— Учитывая нашу казахстанскую специфику, раздельные школы не могут быть ничем иным, как способом продвижения религиозного исламского мировоззрения.
Никто институт благородных девиц создавать не собирается. Конечно, инициаторы и лоббисты в лучших традициях краснобайства будут апеллировать к примерам в европейском образовании.
Однако то, что за образец будет взята Саудовская Аравия, лично у мня не вызывает сомнений
— Есть ли в Казахстане специалисты, способные разработать программы обучения для школьников раздельных школ? Ведь они явно должны быть другими, нежели для общеобразовательных учебных заведений. Ведь цель — не разделить детей, а именно обучать раздельно.
— Почему вы думаете, что инициаторов открытия раздельных школ вообще волнует качество образования в подобных учреждениях? Ведь цель подобных школ будет совсем иной, а именно вырастить новое поколение казахстанцев в принципиально ином морально-нравственном религиозном духе.
Насчет советников в этом деле можете не сомневаться — они обязательно появятся с Аравийского полуострова
— Как быть с принципом неразрывного обучения, который в нашей стране начинается с детского сада? Детские сады тоже нужно делать раздельными?
— Государственная светская система образования останется прежней. А раздельные школы будут относиться к частному сектору.
Соответственно, возникнут и частные детсады раздельного характера
С экономической точки зрения государству даже выгодно расширение частного сектора образования — не надо будет дополнительных расходов из бюджета.
— Разнополые дети в семьях в таком случае тоже должны жить раздельно друг от друга или нет? Как объяснить 6-7-летнему ребенку, что он будет учиться только с мальчиками/девочками, если уж родители изберут такой путь?
— Собственно институт семьи и характер отношений в ней останется без изменений. Конечно, если проводить параллель именно только с идеей создания раздельных школ.
Что касается детей, их мнением никто из авторитарно настроенных родителей не интересуется. Какие религиозные убеждения могут быть у 6-7-летней девочки, на которую папа с мамой надели хиджаб? Это выбор родителей, реализация их «эго» и морально-нравственных убеждений, но отнюдь не самого ребенка.
Я расцениваю подобное как грубое нарушение прав ребенка, которое происходит при полном попустительстве со стороны государственных органов
Родители не имеют никакого права навязывать свои взгляды и убеждения детям. Религиозное исповедание — это нравственный выбор интеллектуально и психоэмоционально созревшего человека, а отнюдь не семилетнего мальчика или девочки.
— В связи с чем в Казахстане вообще возник этот вопрос – великая чья-то надобность или какие-то исследования, проведенные с изучением достаточного количества аудитории?
— Сильно сомневаюсь, что какие-либо исследования научного характера в этом вопросе проводились. По данным Комитета национальной безопасности, озвученным в 2017 году,
в Казахстане насчитывается около девятнадцати тысяч приверженцев идеологии салафизма
Сложно сказать, насколько данная цифра соответствует действительности, но то, что она будет только увеличиваться, сомнений не вызывает. Я не случайно обратился именно к религиозной секте, так как именно дети салафитов являются потенциальным контингентом будущих раздельных школ.
— Даже в современные светские казахстанские школы нередко «хаживают» сомнительные люди, даже верующие педагоги попадаются. Где гарантия, что под предлогом внушения светлого и чистого в раздельных школах не начнутся конфликты на религиозной почве? Или религия, напротив, способна объединять?
— Ничего объединяющего в раздельных школах нет, если говорить о казахстанском обществе в целом. Мы и без того представляем собой не политическую нацию или гражданское общество, а просто народонаселение без единой идеологии, с различным уровнем ментальности, проживающее к тому же в различных информационных вселенных. Идея внедрения раздельных школ преследует практическую цель тесного единения пока небольшой части казахстанцев с одним общим религиозным выбором, а также гарантированное расширение численной базы за счет подрастающего поколения.