Люди рискуют своей жизнью, чтобы сэкономить, и это уже не первая подобная трагедия.
Смерь настигла 52 трудовых мигранта из Узбекистана во время поездки в Россию на трассе Шымкент — Самара в Казахстане. Из горящего автобуса выпрыгнуть удалось лишь пятерым. А между тем на подобных старых автобусах ежегодно ездят тысячи узбекистанцев — это самый дешевый способ добраться до России, куда они едут на заработки, выполняя черную работу за минимальную зарплату, пишет Eurasianet.org.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в тот же день выразил соболезнования семьям погибших. Он также дал указание создать правительственную комиссию во главе с премьер-министром для расследования причин возгорания и установления личностей сгоревших людей.
Следователи выяснили, что пожар случился из-за короткого замыкания, но обнаружение точной технической причины не отменяет первопричины.
А первопричина — отчаянное положение трудовых мигрантов
По словам Агзама Абдуллаева, бизнесмена из Намангана, мигранты могут добраться из Ташкента в Казань
Это рабочие с небольшим количеством навыков.
Предприниматели или прочие люди с деньгами не подвергаются таким испытаниям,
– написал Абдуллаев в Facebook 17 января.
Сам Абдуллаев четырнадцать лет назад уехал из Узбекистана в Москву, где устроился на работу врачом. Затем он переехал в Казань, где занялся бизнесом. В последнее время он активно консультирует планирующих отправиться в Россию соотечественников и лоббирует их интересы среди власть предержащих в Ташкенте.
И хотя Мирзиёев заявил о стремлении к большей открытости и прозрачности, правительство продолжает озвучивать неправдоподобные данные, согласно которым уровень безработицы в Узбекистане составляет менее 6%. Хотя в реальности миллионы узбекистанцев постоянно ездят за рубеж, в основном в Россию, где за несколько сотен долларов в месяц вынуждены работать в тяжких условиях.
При этом, по словам Абдуллаева, финансовые и бюрократические препоны при получении патентов на работу в России усложняют мигрантам жизнь.
— Российская казна получает большой доход с труда мигрантов
Разве не может Узбекистан заключить договор о снижении стоимости патентов на работу и сокращении бюрократических препон для легализации мигрантов? – задается вопросом Абдуллаев.
И именно бюрократическая волокита наряду с экономией вынуждает многих трудовых мигрантов ехать в Россию на автобусе. По времени это занимает около трех дней.
Важную роль в этой системе играет цепочка «проводников», которые помогают пассажирам добираться до пункта назначения
с минимальным числом проблем.
Первый «проводник» собирает в Узбекистане 50-60 человек, готовых поехать на заработки, и привозит их к исходной точке на казахстанской стороне границы. Поскольку
опытные «проводники» имеют связи среди персонала пограничных постов,
они обычно помогают обойти длинные линии на границе и избавить гастарбайтера от вымогательства крупных взяток. Ведь узбекские таможенники особенно отличаются придирчивостью к малейшим проблемам с документами или декларацией.
Известно, что погибшие сели в двухэтажный автобус в селе Жибек Жолы (Шелковый путь) в Южно-Казахстанской области. По данным полицейских, автобус был нагружен огромным количеством багажа. По сообщению одного издания, машина немецкой марки Kässbohrer-Setra 1989 года выпуска осуществляла перевозку пассажиров без необходимой для этого лицензии. Срок действия карты техосмотра автобуса истек еще два года назад.
В Казахстане людей «перехватывает» уже казахстанский «проводник»,
который решает возникающие трудности на территории Казахстана и при пересечении границы с Россией.
Как отмечает Хуршид Бердиев, дважды ездивший автобусом в Москву и обратно, опытные «проводники» очень нужны в таких поездках, так как в их компетенции решить проблемы с документами, которые обязательно возникнут при прохождении паспортного контроля в аэропорту.
— Если в аэропорту ты не понравился сотруднику российского паспортного контроля или полиции, тебя могут депортировать. Проверки в наземных пунктах пересечения границы не так строги. Там
водители, везущие узбекских рабочих-мигрантов, «подмазывают» сотрудников пограничной службы
на российской и казахстанской стороне», – сказал Бердиев Eurasianet.org.
Но поездки в автобусах не блещут комфортом: летом пассажиры задыхаются в от жары, так как кондиционеры обычно не функционируют, а зимой мерзнут от холода. В зимний период температура в казахской степи составляет в среднем 20 градусов мороза.
Акбар Суюнов, художник и декоратор из Ташкента, помнит, как в ноябре 2013 года ездил на автобусе в Москву.
— Друзья сказали, что я могу добраться до Москвы за 100 долларов. Я удачно пересек границу и сел в автобус, полный моих соотечественников. Поездка заняла три дня, и это был настоящий ад.
Водители – они были из Казахстана – говорили с нами, как с осужденными. Если кто-то жаловался, грозились вышвырнуть его из автобуса
На улице стоял ноябрь, никто не хотел умереть от холода в казахской степи, – вспоминает Суюнов в интервью Eurasianet.org.
Подробности недавней трагедии с пожаром в автобусе, которые выяснились в ходе расследования, вызывают ужас.
По предоставленной полицией предварительной информации, в автобусе было мало кислорода, вероятно из-за сочетания плохой вентиляции и большого количества людей в салоне. Поэтому
когда открыли дверь, салон поглотил огненный шар
Следователи предполагают, что некоторые из пассажиров могли потерять сознание из-за токсичных паров еще до взрыва. Между тем руководитель Актюбинского областного отделения минздрава Асет Калиев сказал, что некоторые погибли от огня, а не от удушья.
Авария вызвала в Узбекистане шквал негодования среди населения Узбекистана.
Многие требовали, чтобы Мирзиёев объявил день траура, но по состоянию на пятницу этого сделано не было
Стоит отметить, что это не единичная трагедия с автобусом на трассе.
В октябре 2017 года в российской Владимирской области на железнодорожном переезде произошло столкновение автобуса с узбекскими мигрантами и поезда. Из 55 пассажиров погибли 17 человек, включая двоих детей.
— Очередная страшная трагедия, где продолжают гибнуть граждане моей страны, – написала всемирно известный фотограф Умида Ахмедова на своей странице в Facebook. – Как можно смеяться и радоваться жизни, когда такое случается с твоими соотечественниками, людьми еще молодыми? — заключает она.