18+
Нур-Султан
Сейчас
17
Завтра
16
USD
386.77
+1.35
EUR
427.26
+2.68
RUB
6
0.00

Людей в автобусе поглотил огненный шар — эксперты о трагедии на трассе Шымкент-Самара

7763

Люди рискуют своей жизнью, чтобы сэкономить, и это уже не первая подобная трагедия.

Смерь настигла 52 трудовых мигранта из Узбекистана во время поездки в Россию на трассе Шымкент — Самара в Казахстане. Из горящего автобуса выпрыгнуть удалось лишь пятерым. А между тем на подобных старых автобусах ежегодно ездят тысячи узбекистанцев — это самый дешевый способ добраться до России, куда они едут на заработки, выполняя черную работу за минимальную зарплату, пишет  Eurasianet.org.

Автобус вдвое дешевле

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в тот же день выразил соболезнования семьям погибших. Он также дал указание создать правительственную комиссию во главе с премьер-министром для расследования причин возгорания и установления личностей сгоревших людей.

Следователи выяснили, что пожар случился из-за короткого замыкания, но обнаружение точной технической причины не отменяет первопричины.

А первопричина — отчаянное положение трудовых мигрантов

По словам Агзама Абдуллаева, бизнесмена из Намангана, мигранты могут добраться из Ташкента в Казань

  • на автобусе за 5000 рублей (87 долларов). Для сравнения,
  • цена авиабилета составляет 17 тыс. рублей (300 долларов).
  • Билет на поезд стоит 10 тыс. рублей (175 долларов США).

Это рабочие с небольшим количеством навыков.

Предприниматели или прочие люди с деньгами не подвергаются таким испытаниям,

– написал Абдуллаев в Facebook 17 января.

Официальные цифры более радужные

Сам Абдуллаев четырнадцать лет назад уехал из Узбекистана в Москву, где устроился на работу врачом. Затем он переехал в Казань, где занялся бизнесом. В последнее время он активно консультирует планирующих отправиться в Россию соотечественников и лоббирует их интересы среди власть предержащих в Ташкенте.

И хотя Мирзиёев заявил о стремлении к большей открытости и прозрачности, правительство продолжает озвучивать неправдоподобные данные, согласно которым уровень безработицы в Узбекистане составляет менее 6%. Хотя в реальности миллионы узбекистанцев постоянно ездят за рубеж, в основном в Россию, где за несколько сотен долларов в месяц вынуждены работать в тяжких условиях.

При этом, по словам Абдуллаева, финансовые и бюрократические препоны при получении патентов на работу в России усложняют мигрантам жизнь.

«Проводникам» бюрократия не страшна

— Российская казна получает большой доход с труда мигрантов

Разве не может Узбекистан заключить договор о снижении стоимости патентов на работу и сокращении бюрократических препон для легализации мигрантов? – задается вопросом Абдуллаев.

И именно бюрократическая волокита наряду с экономией вынуждает многих трудовых мигрантов ехать в Россию на автобусе. По времени это занимает около трех дней.

Важную роль в этой системе играет цепочка «проводников», которые помогают пассажирам добираться до пункта назначения

с минимальным числом проблем.

Первый «проводник» собирает в Узбекистане 50-60 человек, готовых поехать на заработки, и привозит их к исходной точке на казахстанской стороне границы. Поскольку

опытные «проводники» имеют связи среди персонала пограничных постов,

они обычно помогают обойти длинные линии на границе и избавить гастарбайтера от вымогательства крупных взяток. Ведь узбекские таможенники особенно отличаются придирчивостью к малейшим проблемам с документами или декларацией.

Проводник №2

Известно, что погибшие сели в двухэтажный автобус в селе Жибек Жолы (Шелковый путь) в Южно-Казахстанской области. По данным полицейских, автобус был нагружен огромным количеством багажа. По сообщению одного издания, машина немецкой марки Kässbohrer-Setra 1989 года выпуска осуществляла перевозку пассажиров без необходимой для этого лицензии. Срок действия карты техосмотра автобуса истек еще два года назад.

В Казахстане людей «перехватывает» уже казахстанский «проводник»,

который решает возникающие трудности на территории Казахстана и при пересечении границы с Россией.

Как отмечает Хуршид Бердиев, дважды ездивший автобусом в Москву и обратно, опытные «проводники» очень нужны в таких поездках, так как в их компетенции решить проблемы с документами, которые обязательно возникнут при прохождении паспортного контроля в аэропорту.

Налаженные схемы

— Если в аэропорту ты не понравился сотруднику российского паспортного контроля или полиции, тебя могут депортировать. Проверки в наземных пунктах пересечения границы не так строги. Там

водители, везущие узбекских рабочих-мигрантов, «подмазывают» сотрудников пограничной службы

на российской и казахстанской стороне», – сказал Бердиев Eurasianet.org.

Но поездки в автобусах не блещут комфортом: летом пассажиры задыхаются в от жары, так как кондиционеры обычно не функционируют, а зимой мерзнут от холода. В зимний период температура в казахской степи составляет в среднем 20 градусов мороза.

Акбар Суюнов, художник и декоратор из Ташкента, помнит, как в ноябре 2013 года ездил на автобусе в Москву.

С гастарбайтерами не церемонятся

— Друзья сказали, что я могу добраться до Москвы за 100 долларов. Я удачно пересек границу и сел в автобус, полный моих соотечественников. Поездка заняла три дня, и это был настоящий ад.

Водители – они были из Казахстана – говорили с нами, как с осужденными. Если кто-то жаловался, грозились вышвырнуть его из автобуса

На улице стоял ноябрь, никто не хотел умереть от холода в казахской степи, – вспоминает Суюнов в интервью Eurasianet.org.

Детали гибели

Подробности недавней трагедии с пожаром в автобусе, которые выяснились в ходе расследования, вызывают ужас.

По предоставленной полицией предварительной информации, в автобусе было мало кислорода, вероятно из-за сочетания плохой вентиляции и большого количества людей в салоне. Поэтому

когда открыли дверь, салон поглотил огненный шар

Следователи предполагают, что некоторые из пассажиров могли потерять сознание из-за токсичных паров еще до взрыва. Между тем руководитель Актюбинского областного отделения минздрава Асет Калиев сказал, что некоторые погибли от огня, а не от удушья.

Извлечет ли правительство урок?

Авария вызвала в Узбекистане шквал негодования среди населения Узбекистана.

Многие требовали, чтобы Мирзиёев объявил день траура, но по состоянию на пятницу этого сделано не было

Стоит отметить, что это не единичная трагедия с автобусом на трассе.

В октябре 2017 года в российской Владимирской области на железнодорожном переезде произошло столкновение автобуса с узбекскими мигрантами и поезда. Из 55 пассажиров погибли 17 человек, включая двоих детей.

— Очередная страшная трагедия, где продолжают гибнуть граждане моей страны, – написала всемирно известный фотограф Умида Ахмедова на своей странице в Facebook. – Как можно смеяться и радоваться жизни, когда такое случается с твоими соотечественниками, людьми еще молодыми? — заключает она.