«Китай намерен потратить несколько миллиардов долларов за год в более чем 60-ти странах, и Казахстан — одна из них». Такой масштаб вложений сулит большие перемены не только Центральной Азии, но и всему миру — об этом пишет американский профессор Кемаль Киришчи.
Киришчи, профессор из Вашингтона, известен в частности тем, что пару лет назад был в Казахстане в качестве участника Astana Club — закрытой встречи правительства Казахстана и экспертов мирового уровня в области экономики и политики. В своей новой статье, написанной после визита в Хоргос, он делится видением будущего отношений Казахстана и Китая и тем, какие последствия это будет иметь для мировой геополитики. Дословно:
Казахстан является ключевым узлом в этом маршруте и в данный момент осваивается Китаем
Правительство в Астане стремится извлечь выгоду из проекта:
В случае успеха это может помочь Казахстану перейти из статуса страны со средним доходом в категорию стран с высоким доходом.
Наш недавний визит в Казахстан, к «Восточным воротам Хоргоса», резко обрисовал дилемму, с которой сталкивается эта страна. Мы утверждаем, что для того чтобы Казахстан стал страной с высоким доходом, важно, чтобы США, Европейский Союз и другие крупные азиатские страны проявили стратегический интерес к Казахстану и региону в целом.
Россия далека от того, чтобы предложить выгодный экономический выход для Казахстана и остальной части Центральной Азии
При условии, что инициатива «Один пояс — Один путь» не будет нарушать принципы свободной торговли и либерального рынка, США и ЕС вместе смогут помочь Казахстану действительно процветать, в то же время защищая международный либеральный экономический порядок.
Наше знакомство с Хоргосом началось с посещения беспошлинных торговых центров, расположившихся на казахстанско-китайской границе. В контрасте с суетливой китайской стороной, казахстанская оказалась тихой. В практически пустом магазине, куда мы вошли, находились полки, заполненные китайскими продуктами. Это выглядело так, будто китайская торговая точка была арендована китайскими же торговцами для обслуживания (предположительно) предпочтительно самих же китайцев.
Около 1,3 трлн тонн грузов перевезут до 2018 года по Транскаспийскому транспортному маршруту
Картина, которую мы увидели, отображает верхушку потенциально растущего влияния Китая. Когда-то сонный регион Казахстана на границе с Китаем, долгое время считавшийся «местом посередине нигде», теперь разместил беспошлинную приграничную зону (которая управляется Международным центром делового сотрудничества), «сухой порт» Хоргос и железнодорожную станцию Алтынколь. Также в планах строительство города на 100 000 человек, которые будут там работать. Сможет ли Хоргос, географически расположенный в самом центре азиатского континента, стать «Роттердамом будущего», как некоторые предсказывали?
Население Казахстана и его ВВП на душу населения кажутся крошечными по сравнению с показателями Китая. Население одного Пекина превосходит население всего Казахстана. Тем не менее, страна имеет большую значимость: Казахстан является ключевым транспортным звеном для доставки китайской продукции на рынки Европы.
Интересы Китая в Казахстане — одновременно благословение и проклятье
Китай хвастает, что Казахстан присоединился к 67 странам, получающим инфраструктурные сети, построенные китайцами (железные дороги, автострады, порты, аэропорты, электростанции). Но в то же время существует риск попасть под превосходящее экономическое влияние Китая. Некоторые опасаются подрыва государственного суверенитета.
Тысячу лет назад Хоргос был оживлённым городом на старом Шёлковом Пути. Позже, с открытием морских путей он потерял свою коммерческую жизнеспособность. В наши дни он вновь оживает под влиянием проекта, возглавляемого Китаем.
Близлежащая железнодорожная станция Алтынколь получила 40 000 контейнеров в первые 10 месяцев 2017 г., удвоив таким образом прошлогодний результат. Конечная цель заключается в том, чтобы поезда могли проезжать 3000 километров по Казахстану из Китая через Хоргос до Каспия и далее в Россию. Ожидается, что поезда будут преодолевать 11 500 километров из города Ляньюнган, восточно-китайской провинции Цзяньсу в немецкий Дуйсбург также через Хоргос за 13–15 дней (сейчас судам требуется около месяца, чтобы попасть из Китая в Европу). В данный момент пять грузовых поездов в день проходят через эту станцию. «Цель – 40 поездов в день», говорит один из операторов, казахстанец, свободно владеющий китайским.
Строительство нового пограничного перехода, соединяющего обе стороны Хоргоса, также близится к завершению. Ультрасовременный переход сможет пропускать в сутки 2200 грузовых машин и 300 легковых.
Впечатляющее 4-полосное шоссе начитается отсюда же и в будущем станет трассой «Западный Китай — Западная Европа»
Но на старом переходе в нескольких километрах отсюда мы увидели вереницу грузовиков на казахстанской стороне, ожидающих таможенной очистки со стороны Китая.
Бородатых казахстанцев не пускают через китайскую границу — замгенпрокурора
Сухопутный порт Хоргос медленно набирает обороты, а многомиллиардный индустриальный парк стремится привлечь прямые беспошлинные иностранные инвестиции. Контейнерная площадка сухопутного порта, управляемого компанией Phoenix Mills из Дубай, в данный момент работает на низких мощностях, но может обрабатывать 18 000 контейнеров с планом удвоить количество в течение года. Два огромных 41 тонных крана для перемещения контейнеров доминируют на ландшафте евразийских степей.
Между тем казахстанская сторона беспошлинной зоны строит магазины беспошлинной торговли, гостиницы, рестораны и даже музей. Возможно, будет казино и парк развлечений для привлечения китайских туристов. Около 4500 человек ежедневно прибывают в зону на автобусах или поездах из Алматы и других городов для того, чтобы дешевле купить китайские товары. Около 15 000 китайских торговцев и покупателей делают то же самое, но пока предпочитают оставаться на китайской стороне.
Возможности обширны, но неопределённы. Впрочем, как и сама инициатива «Один Пояс – Один Путь». На китайской стороне зарождается линия небоскрёбов, а население колеблется около 100 000 человек. Станет ли казахстанская сторона похожей на китайскую, покажет время.
В Казахстане явно ощущается замкнутость и недоверие общества к инициативам Китая. Несмотря на скудные данные соцопросов, эксперты и официальные лица сообщают, что многих казахов это беспокоит. Весной 2016 года вспыхнули протесты против предложенного законопроекта о долгосрочной аренде земель иностранцами. Оппоненты проекта говорили, что китайские компании получали бы прибыль напрямую и не стали бы вкладывать деньги в местную инфраструктуру.
Как бы то ни было,
китайский бизнес в Казахстане стремительно развивается при активной поддержке Пекина
через Китайский Банк Развития или Китайский Экспортно-Импортный Банк. Однако эти кредиты зачастую предоставляют привилегии китайским компаниям, продукции и рабочей силе. Это усложняет работу Астаны по поддержке малого и среднего бизнеса вдоль «Нового Шёлкового Пути». Трудно понять, как местный капитал (не говоря о прямых иностранных инвестициях с Запада или из Японии) может конкурировать с гигантским Китаем.
Россия и Китай строят дружбу на растущем мировом потреблении газа
Асимметрия вызывает опасения. Рост усилий Китая совпал с моментом, когда инициативы западных стран в лучшем случае ограничиваются, если не сворачиваются вовсе. Что касается России, традиционного гегемона в регионе, она всё ещё имеет сильный политический и культурный вес. Но ЕАЭС пока не предложил экономическую альтернативу китайской инициативе «Один Пояс – Один Путь».
Кроме того, по словам казахстанского эксперта Наргиз Касеновой, общественное мнение не совпадает с правительственным курсом. Пока политические элиты готовятся к тесному взаимодействию с Китаем, среди обычных граждан растёт беспокойство на фоне разговоров о «китайской угрозе», что составляет основу общественного дискурса по поводу национальной безопасности и будущем страны.
Хотя правительство Казахстана приветствует китайские инвестиции, очевидно, что оно должно учитывать настроение общества. Китай, как представляется, намерен использовать инициативу «Один Пояс – Один Путь» для расширения своего политического и культурного влияния. «Политическое влияние Китая по-прежнему минимально», — говорит синолог Константин Сыроежкин, но добавляет, что с 2013 по 2016 год число казахстанских студентов в Китае утроилось — до 15 000 в год. Он также предупреждает, что Казахстан идет по шаткому пути рядом с таким гигантским соседом — растущее сотрудничество с Поднебесной не лишено рисков.
Инициатива «Один Пояс – Один Путь» остаётся пока незавершённой задачей со многими неизвестными. На данный момент поставлять товары морским путём из Азии в Европу всё ещё намного выгодней по морю, чем по земле. Например,
большинство грузовых поездов, отправившихся из Китая в Европу через Среднюю Азию, возвращались пустыми
Это может дать передышку Казахстану, чтобы лучше подготовиться.
Более того, Казахстан является и будет оставаться частью русскоговорящей сферы — он имеет мало общего с культурой бывшего Срединного царства. Это также может обеспечить Казахстан дополнительным уровнем защиты. Как это ни странно звучит, но
в долгосрочной перспективе вся инфраструктура, создаваемая в Хоргосе, скорее всего, будет служить интересам китайских сил
Сколько продержатся эти уровни защиты? Сможет ли Казахстан извлечь выгоду из Нового Шёлкового Пути и принести процветание своему населению, не задушив его китайскими объятиями?
Ответы на эти вопросы скорее будут положительными, но в случае, если другие экономические силы проявят большую заинтересованность в Казахстане. Окно возможностей, вероятней всего, закроется очень быстро, прежде чем казахстанская часть проекта «Один Пояс – Один Путь» превратит страну в открытый рынок для Китая. Как только это произойдёт, Казахстан подчинится китайским условиям торговли и инвестиций. Это может сильно ослабить и подорвать возглавляемый США свободный экономический порядок.
Наступило время, когда промышленный мир должен рассматривать Казахстан и в частности Хоргос как стратегические точки
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info