Рост цен на бензин и дизтопливо как в Казахстане, так и в России по итогам 2017 года значительно превысил уровень инфляции. При этом уже сейчас эксперты в РФ говорят о том, что в этом году вполне вероятно повторение сценария, реализацию которого пока тормозят грядущие выборы президента. Если прогнозы сбудутся, то волна роста цен захлестнет и Казахстан.
Стоимость бензина и дизельного топлива в 2017 году в России росла значительно быстрее инфляции. В целом за год бензин подорожал на 7,3%, что почти втрое выше официально объявленной инфляции 2,5%, дизельное топливо — на 9,8%, пишет «Коммерсантъ».
«Такая ситуация стала естественным следствием высокого уровня цен на оптовом рынке — в 2017 году так и не произошло их традиционного сезонного резкого снижения на бирже осенью, поскольку участники рынка продолжали отыгрывать повышение акцизов. В предыдущие годы зимой, обычно в январе–феврале, на рынке наблюдалась стагнация или даже небольшое снижение розничных цен, поскольку НПЗ по технологическим причинам продолжают выпуск на максимуме, а внутреннее потребление остается низким. Но с 2017 года тенденция начала меняться, и в этом году цены в рознице зимой едва ли пойдут вниз: уже с 1 января акцизы вырастут на 50 коп. на литр, а с 1 июля — еще на 50 коп.», — уточняет редакция.
Ситуация осложняется еще несколькими факторами. По мнению экспертов, опрошенных «Коммерсантом»,
сейчас цены на бензин в России сдерживаются искусственно из-за предстоящих президентских выборов
Если к апрелю не произойдет снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты, это приведет к значительному подорожанию топлива. Второй момент – это дефицит зимнего дизельного топлива, оптовые цены на который уже превышают розницу. Эти потери производителям также придется возвращать. И в первую очередь это будет сделано за счет повышения цен для потребителей.
Цены на бензин убыточны, но чем обернется их повышение? Мнения экспертов
«Опрошенные эксперты и трейдеры надеются, что по крайней мере до выборов розничные цены на топливо не будут серьезно расти. Однако в целом <…> есть все основания полагать, что в 2018 году динамика розничных цен на топливо будет аналогична прошлогодней», — резюмирует «Коммерсантъ».
Сдерживание цен в России на фоне роста мировых цен на нефть делает соблазнительными для российских производителей экспортные поставки по более высоким ценам. Одно из направлений продаж – это Казахстан.
По данным Комитета по статистике РК, в январе-октябре 2017 года в Казахстане было произведено 3,7 млн тонн дизельного топлива, что ниже показателей за аналогичный период 2016 года – тогда объем производства превышал 3,85 млн тонн. Одновременно с этим вырос экспорт: с 303,8 до 310,8 тыс. тонн. Но если объем вырос относительно немного (на 2,3%), заплатить за импортируемое дизельное топливо пришлось на 28,3% больше: 138,5 млн долларов против 107,9 млн в январе-октябре 2016 года. При этом
практически все топливо поставляется в Казахстан из России – поставки оттуда занимают 97% импорта
Объем производства бензина в Казахстане по итогам 10 месяцев вырос на 7,1% (до 2,55 млн тонн), а экспорт снизился на 7,4% (до 873,6 тыс. тонн – трехлетний минимум), хоть и обошелся республике в бОльшую сумму (386,3 млн долларов против 317,3 млн в январе-октябре 2017 года). Доля российского бензина в импорте превышает 90%.
Таким образом, по итогам 10 месяцев 2017 года складывается следующая картина:
зависимость Казахстана от ввозимого бензина сокращается, но остается очень высокой
– доля импорта составляет 25,5%. По дизельному топливу ситуация получше – импорт занимает 7,7% рынка. В обоих случаях практически все иностранные поставки идут из РФ, что подчеркивает зависимость казахстанского внутреннего рынка от российского топлива.
В Казахстане, как и в России, рост цен на топливо по итогам 2017 года в несколько раз превысил уровень инфляции: бензин за год подорожал на 17,6%, дизельное топливо – на 31,8%, инфляция составила 7,1%. Традиционный скачок произошел осенью на фоне высокого спроса, дефицита предложения из-за ремонтов на НПЗ и увеличения дорогого экспорта из РФ.
При этом разрыв в ценах в России и Казахстане остается большим: например, АИ-92 в РК стоит около 160 тенге за литр, тогда как его стоимость в России ближе к 215 тенге. Разница по дизельному топливу еще больше — около 165 тенге в Казахстане и примерно 225 тенге в среднем по России. На этот дисбаланс часто указывают чиновники всех уровней, комментируя очередное повышение цен. Так было и осенью 2017 года:
Министр Бозумбаев: «Моя судьба — в руках президента»
«Доля импорта увеличилась с 15% в период июль-август до 30% в сентябре, что связано с первоочередным выходом на ремонт нефтеперерабатывающих заводов в сентябре-октябре в связи с завершающимися работами по модернизации. И как следствие, ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен в АЗС республики», — объяснял в начале октября очередной рост цен министр энергетики РК Канат Бозумбаев.
Если в России произойдет резкий рост цен на бензин, это обязательно скажется и на казахстанском рынке.
Если скачок цен произойдет весной, после переизбрания Путина, то хорошо уложится в рамки роста цен «из-за посевной кампании»
Сгладить эффект можно было бы, насытив внутренний рынок более дешевым топливом собственного производства, но сделать это казахстанцам обещают уже далеко не первый год. Скорее всего, цены на товар в Казахстане вновь будут во многом зависеть от иностранных поставщиков и того, когда им дадут «зеленый свет» на поднятие стоимости топлива.