Ежегодно в Казахстане погибает 3 тыс. человек и более 30 тыс. получают травмы в результате дорожно-транспортных происшествий.
Вероятность погибнуть в ДТП в Казахстане в 11 раз выше, чем в Норвегии. Показатели смертности в ДТП высоки во всех странах Центральной Азии.
По данным Всемирной организации здравоохранения за 2013 год, в Казахстане 24,2 случая фатальных исходов ДТП на 100 тыс. населения в год. В Кыргызской Республике этот показатель равен 22, в Таджикистане – 18,8, в Узбекистане – 11,2, в Туркменистане – 17,4.
Во всём мире травмы, полученные в ДТП, являются основной причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет. Высокий уровень смертности и травмы, которые приводят к непоправимым последствиям, отражаются на экономике, создавая дополнительное давление на систему здравоохранения и государственный бюджет. Так, ежегодные экономические потери в результате смертности в ДТП составляют порядка 3-4% ВВП в странах Центральной Азии.
Но за экономическими убытками стоит человеческая жизнь.
В 2/3 случаев жертвами ДТП становятся молодые мужчины в возрасте от 18 до 44 лет,
т. е. кормильцы семей. Из-за утраты кормильца их дети могут быть вынуждены бросить школу или университет и пойти работать, чтобы содержать семью. В большинстве случаев им придётся отказаться от своих стремлений к лучшей жизни.
Государству же придётся увеличить пособия и выплаты, чтобы поддерживать ещё одну семью. Ежегодно на поддержку семьи с двумя детьми, оставшейся без кормильца, в Казахстане выделяется более 400 тыс. тенге. Примерно столько же составляет ежегодное пособие по инвалидности.
Как показывает международный опыт, добиться нулевой смертности возможно. Швеция, Норвегия и страны Восточной Европы это сделали.
Швеция первой запустила национальную программу безопасности vision ZERO (Цель НОЛЬ), чтобы достигнуть нулевого уровня смертности и серьезного травматизма на дорогах
Благодаря инвестициям в изучение проблемы, сбор данных и принятие мер на их основе, совместной слаженной работы различных департаментов внутри правительства и созданию эффективного законодательства эта инициатива стала успешной.
Всемирный банк поддерживает действия стран в этом направлении. Например, в Казахстане в рамках Проекта реконструкции дорог «Восток — Запад» проведён анализ проектных решений для участков, соединяющих Балхаш и Бурылбайтал, с использованием метода I-RAP. В результате внесены изменения в проектно-сметную документацию, которые будут учтены при строительстве.
Как показывает опыт, даже простые и недорогие инженерные решения могут спасти тысячи жизней
Опыт показывает, что правительство играет важнейшую роль во внедрении изменений, поддержке инноваций и устойчивом фокусе на целях. Поскольку меры по повышению безопасности на дорогах касаются безопасности самих дорог, автотранспортных средств и их пользователей.
Позитивные результаты зависят от слаженной работы разных государственных учреждений:
организаций транспорта, здравоохранения, образования, полиции, ЧС и других.
В последнее время Казахстан и Центральная Азия добились значительных улучшений в сфере дорожной безопасности, но ещё очень многое предстоит сделать. Необходимо мобилизовать работу на самых разных фронтах, и срочно – потому что каждый день может стать либо трагедией, либо торжеством жизни. А мы предпочитаем торжество.
Алия Каракулова, руководитель проектов Департамента транспорта и ИКТ региона «Центральная Азия, Китай, Монголия» Всемирного банка