Прогнозы о цене на нефть в текущем году неоднозначны. Одни верят в то, что стоимость «черного золота» вырастет до 80-100 долларов за баррель, другие – что упадет до 40-45. При этом и те, и другие указывают в качестве основных факторов влияния уровень добычи сланцевой нефти, действия ОПЕК и геополитические риски.
В конце декабря 2017-го разница в цене на нефть марок Brent и WTI приблизилась к 7 долларам. Первая является смесью нескольких видов нефти, добываемых с Северном море, и фактически используется в качестве эталона для определения стоимости «черного золота», добываемого в остальных регионах мира. WTI – это североамериканская нефть, используемая в основном при производстве бензина. То есть к концу года нефть, добываемая в США, стоила на 7 долларов дешевле, чем Brent – столь значительного различия не было около двух лет.
Дешевая нефть в Северной Америке связана в первую очередь с ростом добычи сланцевой нефти. США по объемам добычи уже вплотную подобрались к Саудовской Аравии и России, а
налоговые реформы Трампа и внедрение новых технологий позволили снизить уровень безубыточности
Если ранее считалось, что добывать сланцевую нефть можно при ее цене не менее 50 долларов, теперь все чаще звучат цифры, приближенные к 40 долларам.
Это уже влияет на стоимость «черного золота» на мировых рынках. Сланцевики, получившие возможность вести более гибкую политику, сбивают цену, вынуждая страны-экспортеры снижать цены по поставке сырья в США (в первую очередь это касается канадских производителей). Разница в стоимости между двумя марками нефти не может расти до бесконечности, а потому либо
WTI должна обрушить цены на Brent
(для этого необходима диверсификация экспортных поставок), либо наоборот, подтянется к ее уровню (что пойдет на пользу нефтяным компаниям, которым в декабре 2017 года разрешили добычу нефти на Аляске традиционным способом).
Последние пару лет одним из главных стимулирующих факторов на рынке является сделка ОПЕК+: страны-экспортеры нефти, входящие в картель, а также некоторые крупные добытчики, не имеющие к ней отношения, договариваются о сокращении или заморозке добычи нефти. По замыслу, это ограничивает предложение на рынки, в результате чего цены на сырье растут. Последнее такое соглашение было подписано 1 декабря 2017 года.
Если не нефть, то… 5 отраслей, которые нужно развивать Казахстану
Несмотря на это, не все страны ограничивают собственную добычу в рамках достигнутых договоренностей (в числе стран-нарушителей есть и Казахстан). Кроме того, некоторые страны имеют льготы или вовсе не имеют лимитов. В результате общий уровень добычи традиционно превышает запланированные объемы, однако и этого хватает для медленного и верного роста цен.
При этом все чаще страны подумывают о выходе из договора. С этим были связаны определенные опасения перед подписанием очередного соглашения, но все-таки участники инициативу в очередной раз поддержали. При этом опыт прошлых лет показывает, что строго соблюдать правило не обязательно: каких-либо штрафов все равно не предусмотрено, как не прописано и процедуры исключения страны из списка участников. Поэтому число желающих прокатиться за чужой счет может вырасти, а
терпение Саудовской Аравии, которая старается снизить эффект за счет сокращения собственной добычи, не безгранично
Известно, что в июне на саммите в Вене участники соглашения выработают стратегию выхода из сделки.
Самым популярным колл-опционом по нефти марки Brent является прогноз, что ее стоимость к декабрю 2018 года достигнет 100 долларов за баррель. Второй по популярности вариант – цена в июне 2018 года составит 50 долларов. 2018 год начался с отметки 66,8 долларов за баррель. Таким образом, мнение спекулянтов разделилось примерно поровну: одни верят в снижение цен на нефть, другие – в уверенный и быстрый рост.
Новогодние мечты: если нефть по 100 долларов, то доллар по 300 тенге
Второй вариант связан в том числе и с геополитическими рисками. Главное геополитическое событие последней недели – это беспорядки в Иране, которые могут привести к затяжному конфликту (США и ЕС уже фактически выступили на стороне оппозиции) и, как следствие, перебоями в поставках нефти. Продолжает на Ближнем Востоке сохраняться напряженность и вокруг очередного витка палестино-израильского конфликта. В Венесуэле не стихает страшный экономический кризис, сопровождающийся народными волнениями: он уже привел к тому, что
добыча в этой центральноамериканской стране достигла 30-летнего минимума
Все это может привести к снижению предложения на мировом рынке и увеличению цены на нефть.
К концу 2017 года число контрактов на рост цены на нефть, по оценке Bloomberg, в 7 раз превосходило число сделок на ее снижение. С одной стороны, это плюс для таких стран, как Казахстан. Большинство игроков верит в дальнейшее увеличение стоимости, а значит каждая следующая сделка теоретически должна проводиться по более высокой цене.
Но с другой стороны, цели спекулянтов не ясны: ответа на вопрос, насколько они заинтересованы в долговременном хранении сырьевых товаров, нет. А потому вполне вероятно, что при первых же признаках начнется большая распродажа, которая напрямую скажется на реальных ценах на нефть.