С января 2018 года в силу вступает новый таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который по задумке должен облегчить жизнь предпринимателям. Так ли это будет на практике?
По словам политэкономиста из Кыргызстана Кубата Рахимова, сейчас таможенное регулирование в рамках ЕАЭС осуществляется на основе кодекса, разработанного для Таможенного союза. Именно этим эксперт и объясняет сложности в торговых отношениях Астаны и Бишкека, пишет портал «Саясат».
В первую очередь надо сказать, что любая новация в законодательном плане — это благо для всех пяти стран.
Если брать предысторию ЕАЭС, было две переходных ступени — ТС, потом ЕЭП, который подразумевал включение Украины. Если бы было так, мы бы получили мощное объединение на постсоветском пространстве. Но проект ЕЭП торпедирован, план Б включен, ТС превратился в ЕАЭС. Включены Армения и КР. Объединение работает, используя Таможенный кодекс ТС. А со следующего года ТК ЕАЭС. На что делают упор таможенники? На то, что будет электронное декларирование. По сути, это возможно и правильно. Здесь вопросов нет.
Но с точки зрения макроэкономики, профилактики коррупции, на мой взгляд, ТК ЕАЭС не дает всех ответов
Сохраняется разрыв, это ключевой момент в конфликте интересов. Это налоговый суверенитет стран ЕАЭС. Фискалы начинаются на границе, а заканчиваются в розничном магазине. В РК и КР НДС 12%, в РФ 18%, в РБ 20%. Это вкусный кусок. Это первый риск. Можно проскочить и под 12% растаможиться в России или Кыргызстане, а потом товар теряется и всплывает уже в России. В Беларуси сейчас электронная счет-фактура. На мой взгляд, нет полной связки с дальнейшей фискальной цепочкой.
Частично это пытаются решить через так называемую прослеживаемость товара. То есть обязательную маркировку импорта. Сложно представить, как это будет выглядеть, особенно на дешевых товарах. Это должна быть договоренность каждого импортера с каждым производителем. Часто же бывает так, что в Китае производитель и импортер — это разные юридические лица. Есть и позитивная сторона: первый год имлементации этих норм должен выявить все недостатки.
Теперь, как это все повлияет на торговлю с Китаем, РК и КР? У двух стран ЦА, которые входят в ЕАЭС, есть общая проблема — это несовпадение по базе данных минкоммерции КНР и то, что предоставляют таможенные комитеты двух стран. Я вижу очень важные моменты.
Первое — электронное декларирование и сокращение времени таможенной очистки до 3 часов — это звенья одной цепи. Это дает возможность к обязательному требованию как минимум ежемесячных, а как оптимум — еженедельных онлайн баз данных между министерством коммерции КНР и таможенными комитетами РК и КР. В случае устойчивого расхождения, 100% никогда не будет, потому что есть логистика и дополнительные моменты, которые не подпадают даже с точки зрения чистой математики. То есть мы закладываем возможный семипроцентный люфт, но если 7% превышается, необходимо вмешательство, разбор полетов и изучение этой группы риска.
Например, в КР одежда растамаживалась как строительные материалы. Тут надо смотреть, где идёт проблема несовпадения по стоимости того, что экспортировано из Китая
Ханьцы честно отправили 10 млн пар обуви, в это же время уполномоченные экономоператоры говорят, что растаможили 5 млн пар обуви и еще 500 тыс. наименований стройматериалов. Тогда надо разбираться.
То есть риск — анализ риска — выявление цепочки — применение мер от экономических до определенных действий органов, обозначение точки риска. Усиление рабочих групп вокруг этих зон. Если такая тенденция есть, нужны уже более серьезные меры. ЕАЭС дает юридическую основу, чтобы совпали наши данные, чтобы таможенная очистка на всех уровнях была приближена к экономическим реалиям, учитывала многофакторную модель международной торговли, снижала издержки для добросовестных импортеров и экспортеров и максимальным образом снижала возможности для недобросовестных.
В вашем вопросе есть элемент дискриминации, поскольку вы начали задавать вопросы только по поводу Кыргызстана. Это общая проблема таможенных органов и Казахстана, и Кыргызстана. И выделять сейчас только Кыргызстан — это было бы некорректно. Во-вторых, это общая проблема, решаемая на уровне ЕЭК.
Я бы хотел предложить, чтобы правительство и РК, и КР дали больше полномочий ЕЭК
Пусть это как кейс, как исключение из правил.
Я в свое время предлагал создать такой орган как наднациональное бюро таможенных расследований.
Под эгидой ЕЭК из бывших сотрудников таможенных органов всех пяти стран выделить определенный бюджет, чтобы они могли максимально подключаться к таким ситуациям, которые периодически возникают у нас. Это было бы честно, заключение такого органа носило бы рекомендательный характер. Там есть плюс, который перекрывает минус, он заключается в том, что нарушения общего таможенного пространства у нас почему-то карается на национальной основе.
Если взять «Хоргоское дело», генпрокуратура РК, КНБ, МВД, АГДПК фактически занимаются уголовными делами конкретных таможенных брокеров. Хотя это был удар по общему таможенному пространству всех пяти стран. Такой вот парадокс. Поэтому здесь мы должны понимать, если идёт наказание внутри страны — борьба с коррупцией в таможенных органах, — это должно быть отчасти общим делом.
К сожалению, в Кыргызстане уголовные дела по таможенным преступлениями либо закрывались, либо это приводило к весьма необоснованным мягким наказаниям. То есть ещё один серьезный конфликт внутри ЕАЭС — несоразмерность наказания за преступления и иные деяния, которые наносят ущерб всем пяти странам. Мы должны теперь думать об этом.