Историкам нужно заново оценить роль баев в становлении и развитии Алаш Орды. Казахскоязычный портал Abai.kz приводит исторические факты, доказывающие, что «феодальные и отсталые» баи поддерживали национальную интеллигенцию.
«В эпоху советской власти большевики считали казахских баев главной опорой алашординцев, а самих алашордицев – приспешниками казахских баев.
Действительно, казахские баи оказывали поддержку не бредовым лозунгам коммунистов, а идеям Алаша. А сколько их добрых дел не зафиксированы документально.
Последователи идеи Алаша не делили казахский народ на богатых и бедных, а воспринимали его как единую нацию
Баи, то есть богатые, были социальной опорой нации, в их руках были сосредоточены материальные блага Великой Степи.
К примеру, казахские баи Семея, центра Алашорды, и его окрестностей поддерживали движения Алаш, начиная с 1905 года. Так, большинство поддержавших Каркаралинскую петицию, принятую на Кояндинской ярмарке 1905 года, были состоятельными степняками.
Документ под названием «Дело об агитации среди киргизов Каркаралинского и Павлодарского уездов о посылке в Петербург для представления от Киргизского народа петиции царю» подписали 42 человека. При подготовке документа инициаторы организации петиции опирались на авторитетных людей степи – казахских баев. Эта политическая кампания стала первым совместным политическим шагом деятелей Алаша и представителей только формирующейся казахской буржуазии.
Именно казахские баи способствовали широкому распространению идей Алаша среди казахского населения степи,
пропагандировали казахские издания и оказывали им материальную поддержку
При создании Алашской автономии именно богатые степняки взяли на себя все финансовые и материальные расходы. Среди них были Қаражан Үкібайұлы, Медеу Оразбайулы, Ике Адильулы, Хасен Акайулы, Ыбырай Акбайулы, Иса Копжасарулы.
В декабре 1917 года, когда созданное в Оренбурге правительство Алашорды из-за кровопролитных сражений гражданской войны вынуждено было переехать в Семей, такие состоятельные казахи как Каражан Укибаев, Абдырахман Жусипов, Анияр Молдабаев, все свое лишнее имущество – дома, мебель и прочее — передали в безвозмездное пользование во благо идей Алаша.
Документы, хранящиеся в центре документирования современной истории (фонд-37, реестр-01, дело-10), свидетельствуют, что в 1918-1919 годы в этом доме наряду с казахским областным судом размещалась и контора уездного управления. В официальном приглашении председателя уездного управления Земства Ахметжана Козыбагарова, подписанного 11 марта 1918 года членами комиссии алашских школ, указано:
«Семипалатинская Уездная Земская Управа от 11/26 марта 1918 года. Повестка членам Семипалатинской уездной Земской школьной комиссий.
Отдел народного образования просит членов комиссии пожаловать на заседание, назначенное на 14 марта с. г. (четверг) в помещении Земской Управы – г. Алаш, дом Укубаева, к 5 часам вечера…».
Еще в одном из таких документов сказано о следующей проблеме:
«Земство Семипалатинской области, Семипалатинская Уездная Земская Управа от 12 августа 1918 года, N3755, г. Семипалатинск.
Повестка:
Настоящим Семипалатинская Уездная Земская Управа приглашает Вас пожаловать на заседание (г. Алаш, дом Каражана Укубаева) сегодня, 12 (30) августа с. г., в 8 часов вечера для обсуждения договора по мясной заготовке.
Зам. Председателя ЗемУправы Воробьев».
На это собрание были приглашены Андамасов, Кушикбаев, Болатханов, Дуйсенбаев, Оналбаев, Балгабаев, Кулгарин. Ахметжан Андамасов, братья Оналбаевы и другие состоятельные казахи Семея поддерживали правительство Алашорды и оказывали им постоянную материальную помощь.
Ахмет и Мустафа Оразайулы выдвинули делегатом от казахской общественности в Мусульманскую фракцию Государственной Думы Алихана Бокейхана, уплатив за него 2 тысячи рублей. Позже, решив финансовые вопросы, они дополнительно выдвинули и Мустафу Шокая. Все расходы этих двух представителей взяли на себя два казахских бая. Известный общественный деятель, меценат,
депутат І Государственной Думы Салимгерей Жанторин перевел на имя Мустафы Шокая свои земли,
чтобы тот стал депутатом V Государственной Думы. В то время существовало положение, что депутат должен быть состоятельным человеком. Однако выборы депутатов V Государственной Думы так и не состоялись.
Среди тех, кто поддерживал действия алашординцев, были Салык Омарулы (правнук Сырыма батыра), Тобанияз Альниязулы, братья Мамановы и Бекметевы. Разделив достояние, подаренное господом, они показали пример меценатства. В частности, Есенкул Маманов материально поддерживал газету «Қазақ» и журнал «Айқап».
В одном из номеров газеты «Қазақ» говорится о такой помощи:
«Когда «Қазақ» неожиданно понес чрезвычайные траты, казахские баи, заметившие тяжелое материальное положение издания, пришли на помощь. Это была особенная и своевременная поддержка. Мы собрали и публикуем имена людей, оказавших эту помощь. От имени Всевышнего мы искренне благодарим тех, кто так поддерживал единственную газету, ставшей глазами и ушами народа. Надеемся, что скоро мирное время вернется, временные трудности забудутся и наши дела наладятся. Нам было дорого внимание народа – это мы увидели.
Те, кто нам помог:
Есенкул кажы Маманулы – 100 рублей, жамаат Гайнижамал Есенкул қажы – 100 рублей, Танирберген кажы Турысбекулы – 429 рублей, Айтмухамет Турысбекулы – 100 рублей, Кожа Ахмет Маманулы – 50 рублей, Баймухамет Турысбекулы – 50 рублей, Кудайберген Турысбекулы – 70 рублей, Егеубек Жиенбайулы – 10 рублей, Г. Алибекулы – 150 рублей, Хусаин Укенулы – 25 рублей 50 копеек, Жолымбет Турымбетулы – 25 рублей, Ерназар Жаукашарулы – 20 рублей, учитель Ныгметолла Кузембайулы – 15 рублей, Нугман Канатбайулы – 5 рублей, Омирали Пантешулы – 5 рублей, Тлеген Бадыракулы – 5 рублей…
Всего: 1274 рублей, 40 копеек».
Безусловно, мы не можем утверждать, что казахские баи полностью финансировали издание газеты «Қазақ». Однако нельзя отрицать и того, что в трудное время они оказывали изданию материальную поддержку и оплачивали наложенные штрафы, не допустив закрытия.
Мы думаем, что рассматривая вопрос о роли казахских баев и их месте в казахском обществе того времени, нельзя руководствоваться как критериями классовых понятий коммунистической эпохи, так и нынешними ценностями капиталистического времени. В том казахском обществе доминировали понятия братства и кровного родства, а коммунисты отнесли их к пережиткам феодального средневековья.
Этот вопрос уместно рассматривать с точки зрения казахской духовности. Утверждения, что казахские баи финансировали газету «Қазақ» и журнал «Айқап» с классовой точки зрения, беспочвенны. Их поддержка была продиктована общенациональной идеей.
Так, оплачивая учебу казахской молодежи за рубежом, казахские баи не преследовали цели, что эти ребята, получив образование, будут защищать только их интересы. Они делали это ради будущего своей нации.
О взаимоотношениях деятелей Алаша и казахских баев стали писать только в последние годы. И в будущем эта тема требует тщательного и беспристрастного исследования», — заключает автор.
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info.