В аттракцион невиданной для партии власти терпимости к критике превратился прошедший в минувшую субботу Nur Otan Talks.
Конечно, порадовал обновленный, или как сейчас принято говорить в соответствии с генеральным курсом на модернизацию, модернизированный формат мероприятия. Если обычно от нуротановских собраний веет монументальной скукой и классицистической тяжеловесностью, то на этот раз среди спикеров были сплошь модные в Facebook и других социальных сетях лица, выступления которых — динамичные и неформальные – не давали заскучать.
Некоторые из спикеров были настолько неформатными, что сами высказывали недоумение, почему именно их позвали на партийное мероприятие. Режиссер, продюсер и комик Нуртас Адамбай расценил свое появление на нуротановской площадке как признак глубоких перемен в партии власти.
Политолог Айдос Сарым, который обычно за словом в карман не лезет, и на этот раз не щадил нежный слух нуротановских функционеров и членов партии – а именно они составляли подавляющее большинство участников партийной «болталки». Для начала
политолог призвал их признать, что «Нур Отан» — это не партия,
затем добавил, что партия власти ассоциируется для него со «спящими мероприятиями» наконец дошел до идеи, что «Нур Отан» — это партия-фейк, чем даже вызвал одобрительный смех и всплеск аплодисментов в зале, переполненном последователями этого «фейка».
Замечательно, что
«Нур Отан» морально готов настолько высоко поднять планку толерантности к критике,
пусть даже самой уничижительной. И все бы хорошо, однако по итогам мероприятия невольно закралась мысль – не слишком ли буквально в партии власти понимают модернизацию? Не сводится ли она в представлении партийных боссов главным образом к смене имиджа на более модный?
Очень четко эту мысль сформулировала телеведущая и звезда Инстаграма Динара Сатжан, которая сначала на примере телеканала «Казахстан» рассказывала о ребрендинге, о том, как переход на латиницу, смена шрифтов, дизайна студии и имиджа ведущих освежили картинку и осовременили канал. Затем Сатжан перекинула мостик к «Нур Отану», высказав пожелание, чтобы членство в партии стало «модным» и «трендовым».
Что же, партия действительно может провести ребрендинг, сменить шрифты, дизайн логотипа, чаще звать на партийные тусовки лидеров мнений социальных сетей, трендсеттеров. Может вооружиться современными инструментами инфотэймента и сторителлинга, SMM. Может даже сменить секретаря партии на молодого, фотогеничного, которому так идет ездить на велосипеде по улицам города.
Однако целевая аудитория этого ребрендинга, этих современных и свежих месседжей партии ограничивается одной социальной группой – молодыми горожанами. И даже уже жителями Астаны и Алматы от 25 до 40 лет, тем самым населением казахстанского Фейсбука. Возможно даже, что именно на них и рассчитан эффект модернизации, поскольку только в рамках этой социальной сети налажен устойчивый канал обратной связи между властью и обществом, только здесь сигналы о «недовольстве на местах» получают широкую публичность.
Прочие казахстанцы, которые пока не прознали о чудотворной силе Фейсбука, так и остаются для власти «молчаливым большинством». Однако не является ли это увлечение популярностью в социальных сетях подменой широкой поддержки населения симпатиями одной хоть и активной, но ограниченной социальной группы? А по большому счету подменой реальности Фейсбуком?
В целом модернизационные инициативы партии «Нур Отан» последнего времени оставляют двойственное впечатление. Очевидно, что есть осознание необходимости перемен, но вот политической воли для их реализации нет. Вместо реальных реформ предлагаются полумеры и некие имитационные институты.
Один из спикеров Nur Otan Talks, партийный функционер «новой волны» Саясат Нурбек в своем выступлении отметил, что
традиционные политические институты испытывают сегодня кризис в связи со снижением респонсивности
— cпособности политической системы воспринимать общественные запросы и реагировать на них. По словам Нурбека, этот общемировой тренд серьезно беспокоит и «Нур Отан». Хотя складывается впечатление, что партийный деятель все-таки лукавит: снижение восприимчивости власти к запросам и потребностям населения излечивается одним старым действенным методом – выборностью местной исполнительной власти. Наверняка это хорошо известно и в «Нур Отане», однако «политической воли» для того, чтобы инициировать подобные «революционные» изменения нет.
Примечательно, что озвученная недавно секретарем партии Габидуллой Абдрахимовым идея ввести что-то вроде внутрипартийного праймериз для номинирования кандидатов на должность акимов областного центра, это и есть компромиссная полумера, некий институт, имитирующий выборы.
Напомним, в чем заключается инициатива нового партийного идеолога.
«Аким областного центра назначается акимом области по согласованию с администрацией президента. Это политическая должность, не административная. Я думаю, что здесь население каким-то образом должно участвовать в определении этой кандидатуры, по крайней мере, в ее номинации. Поэтому мы будем запускать проект по номинированию кандидатур на должности акимов областных центров», — пояснил Абдрахимов, выступая в «Назарбаев Университете».
Абдрахимов скромно замечает, это отнюдь не означает, что партия будет вмешиваться в сакральный процесс назначения региональных руководителей – это по-прежнему будет прерогативой акима области и Администрации президента.
Диковинная процедура, по замыслу Абдрахимова, будет заключаться в следующем:
«Мы номинируем, и каждый кандидат имеет право вступать в дебаты с другим кандидатом, он должен рассказать о своей программе, что он сделает в этом городе, если станет акимом, или от чего бы он отказался. Здесь точно так же за него будут голосовать, это будут, я не знаю, лайки в начале, потом будет реальное голосование в Интернете. И когда выявятся несколько кандидатур, партия скажет: «Вот мои кандидаты, которые получили поддержку населения, мы имеем право вынести это на рассмотрение того же акима области или администрации президента».
В общем, эта мешанина из партийного праймериз, номинирования, дебатов, квазивыборов и голосования с помощью лайков (снова мелькнула тень Фейсбука), сдобренная искренним желанием перемен к лучшему, – оставляет, как и мероприятия, подобные Nur Otan Talks, крайне противоречивые впечатления: вроде бы и хочется реформ партийцам новой формации, а боязно. Вроде и есть осознание, что альтернативой модернизации является только политическая смерть, а воли для решительных шагов не хватает.
Источник: Содружество