Мы прямо спросили министерство образования: почему зарплаты учителей такие смешные? Ответ завел в тупик.
Вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова ответила на запрос 365info:
низкая заработная плата учителя связана с учебной нагрузкой, которая является количественной обязательной составляющей трудовой функции,
которую выполняет учитель. Поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора», — подчеркнула она.
Честно говоря, логики ответа мы не поняли. Предположили, что его может понять кто-нибудь другой. И ошиблись:
— Такой уход от поставленного вопроса характерен для всех чиновников, не только для госслужащих министерства образования, говорит политолог Султанбек Султангалиев. — Ничто не мешает МОНу предпринять попытку поднять почасовую оплату за учебную нагрузку — конечно, если они действительно озабочены уровнем жизни и низкой заработной платой работников образования. То есть недавняя хвалебная статистика МОН — это сказка для бедных и очередное втирание очков для общественности и высших эшелонов исполнительной власти. Сермяжная правда жизни совершенно другая, — считает политолог.
Ирина Смирнова, депутат мажилиса, отмечает, что на сегодняшний день базовый оклад учителей составляет в среднем 17 тыс. тенге. Как правило, он умножается на разные коэффициенты.
— А они зависят
Министерство образования прекрасно понимает и знает, что нужно изменять подходы к начислению заработной платы. Либо увеличивать базовую ставку, от которой идет весь пересчет, либо действительно уменьшать количество часов на ставку.
Сейчас это 18 часов в неделю, а депутаты предложили сократить ее до 14 часов. Это позволит повысить зарплату где-то на 25-30%
И по моему мнению, нужно все-таки прийти к тому, чтобы начинающий учитель получал зарплату не меньше, чем средняя по стране, а не «плясать» от базового оклада, — считает депутат.
Между тем, министерством рассматривается вопрос о снижении нормативной учебной нагрузки в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Султангалиев считает, что реальная зарплата, с учетом уровня инфляции, после этого снизится.
— Тот факт, что за 16 уроков в неделю вы будете получать ту же сумму, что и за 18 часов, никак не влияет на увеличение денежной суммы в вашем кошельке. В минобре планируемое нововведение выдают якобы за повышение зарплаты учителям. На самом деле
учителя будут вынуждены добиваться дополнительной нагрузки,
чтобы хоть как-то компенсировать продолжающееся падение уровня жизни, — убежден политолог.
Он добавляет, что если посмотреть даже официальные данные, уровень зарплаты с 2012 года, согласно анализу одного из ведущих экономических экспертов страны Рахима Ошакбаева, вырос на 33%, а уровень инфляции — на 45%. По его убеждению, «хитромудрая» статистика министерства образования, которая гласит, что уровень зарплаты учителей за эти годы вырос на 45%, не что иное как статистическая подгонка под официальный совокупный уровень инфляции.
Бибигуль Асылова, ссылаясь на национальную образовательную базу данных, добавляет, что потребность в педагогах в Казахстане на сегодняшний день составляет 4480 человек. Из них:
— Для решения вопроса потребности педагогических кадров предусмотрен государственный заказ, который составляет 7160 человек в вузах — ежегодный образовательный грант. Потребность в кадрах будет удовлетворена за счет молодых специалистов, — подчеркивает она.
Султангалиев, в свою очередь, предлагает, во-первых, посмотреть на данную проблему с качественной стороны: ведь качество выпускаемых вузами специалистов сегодня оставляет желать лучшего.
— На педагогические специальности поступают, грубо говоря, в большинстве случаев аутсайдеры — те, кто не может поступить на более престижные специальности. Для студентов педвузов главное — это диплом о высшем образовании. После его получения они стремятся устроиться куда угодно, лишь бы не в систему образования. Во-вторых, зачем нам столько магистров? Какова эффективность их научной деятельности? — считает политолог.
По мнению Смирновой, данные вице-министра могут быть не совсем корректны.
— Нам не хватает педагогов в очень большом количестве! И в ближайшем будущем нехватка будет только расти. Потому что первоклашек больше, чем выпускников 11 класса.
В ближайшем будущем количество классов, как и часов, будет только увеличиваться
При этом нам постоянно сверху говорят, что не должно быть трехсменных школ, также должно уменьшиться и количество двухсменных. Наверное, нужно говорить и о том, что в классе не должно быть больше 25 человек, а сейчас в некоторых и по 40 человек учатся. А в школе, в которой должно быть 700 человек, находятся 1000 учеников.
И если сделать все по нормам, тогда учителей потребуется не 4480, а больше 10000,
— говорит Смирнова.
По ее словам, нехватка учителей сегодня приводит к тому, что в сельских школах часто преподают учителя, не имеющие соответствующей квалификации. Так, зооветеринар может начать вести биологию. А
ученик, хорошо окончивший 11-й класс, тоже может начать вести какой-то предмет
Напомним, что в 2017 году в Алматинской области
в школе села Байгазы произошел скандал: директор школы принял на работу 4 учителей без диплома
об окончании высшего педагогического образования (учителя английского языка, учителя подготовительной группы, библиотекаря и педагога-психолога).
Как отмечает Бибигуль Асылова,
за допущенные нарушения директор школы освобожден от занимаемой должности
А отделом образования района направлены в школу села Байгазы педагоги по специальностям «География», «Педагог-психолог», «Библиотекарь».
Нужно вырвать учителей из цепких лап бедности — политолог
— Я думаю, министерство образования должно решать эти проблемы. Если человек вызвался быть учителем, не будучи им по образованию, ему нужно помочь пройти педагогические курсы, — считает Ирина Смирнова.
По словам Бибигуль Асыловой, квалифицированные педагогические кадры между городом и селом сегодня распределяются следующим образом: город — 52%, село — 45%. Чтобы стимулировать учителей, работающих в сельской местности, по словам Асыловой, существуют дополнительные меры социальной поддержки.
В частности, педагогическим работникам образования, имеющим в личной собственности скот, предоставляются корма, земельные участки для выпаса скота
https://365info.kz/2017/11/5-problem-kundelik-kakih-bed-zhdat-uchitelyam-i-roditelyam/
и сенокошения. Все это делается по решению местных представительных и исполнительных органов.
Но Ирина Смирнова убеждена — такую поддержку учителям надо еще «выпросить». А ведь
мало кто согласится обивать пороги акиматов, чтобы получить подобные льготы
Учителя в Казахстане должны получать 1000 долларов — эксперты
Султанбек Султангалиев убежден, что анализируя жизнь сельского учителя, надо исходить из реалий жизни, что
без частного подворья учителю в селе придется влачить жалкое существование
— Качество обучения, естественно, будет хромать на обе ноги. Впрочем, как и всегда было в сельских школах. А вообще, наших учителей просто «охомутали». О каких перспективах страны мы можем рассуждать, пока эта ситуация не будет исправлена? — задается вопросом политолог.