Коррупция как была, так и останется — это демонстрирует практика предыдущих назначений, убежден политолог.
Кадровые назначения, произошедшие в Казахстане, коснулись и Алика Шпекбаева: его назначили председателем Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.
По мнению политолога Расула Жумалы, запомнился Шпекбаев в основном своей работой в системе МВД.
— По спектру проделанной работы и информации о нем в сети можно судить, что он проявил себя, как один из профессионалов в своей сфере. Но проблема с перестановками, на мой взгляд, «зарыта» несколько глубже.
Переназначены были сразу четыре ключевые должности. Все назначенные люди так или иначе работали в правоохранительной сфере
Очень важные назначения, на первый взгляд. Смущает только одно обстоятельство, уже ставшее традицией — со стороны официальных и назначающих органов, будь это администрация президента либо парламента, не дается каких-либо комментариев и пояснений, в связи с чем это было сделано, — говорит политолог.
По наблюдениям Р. Жумалы, в Европе и США всегда такие шаги поясняют. К примеру, если отдельно взятый руководитель подразделения не справился со своими обязанностями, допустил какие-то промахи, об этом рассказывают общественности.
Тем самым показывая, что меняют чиновника на более достойного. А также рассказывают о достижениях и программе действий, которую собирается претворить в жизнь новый человек.
— У нас же, как правило, общество ставят перед фактом, а экспертное сообщество не поясняет, зачем были проведены назначения и почему были выбраны эти конкретные люди. Почему того же Асанова освободили от должности генерального прокурора? Насколько я помню, в его адрес не было объявлено каких-либо выговоров, серьезных критических высказываний со стороны общества и официальных структур. Вроде бы нормально человек работал. А если так, тогда какой смысл его убирать и ставить на это место другого? — недоумевает Жумалы.
Политолог называет все эти процедуры «перемещениями по горизонтали». И непонятно, является то или иное назначение повышением или понижением.
— Нам остается все это додумывать и гадать на кофейной гуще. Безусловно, хочется верить, что все назначения будут играть во благо. Но когда во «властном Олимпе» вращаются одни и те же люди по пятому-десятому кругу, каких-то серьезных прорывов в итоге не происходит, — говорит он.
В связи с этим, по мнению политолога, несмотря на надежды, которые сулит назначение Алика Шпекбаева, особых изменений ждать не стоит.
— В принципе, антикоррупционной деятельностью у нас занимается не только агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции. Этим занимаются также
От того, что каждый раз сменяются руководители, мы не видим существенного прогресса в противодействии коррупции. И это подтверждают недавние слова президента о том, что у нас до сих пор есть высокопоставленные люди, которые выводят свои деньги за рубеж, покупают яхты и виллы, провоцируя утечку капитала из страны. Так что
я сомневаюсь, насколько у нас борьба с коррупцией является действительно борьбой, а не имитацией,
— заключает он.