Что мы знаем об этом празднике? Традиция дарить подарки, пить шампанское и есть оливье? А может, есть что-то ещё? И откуда это «что-ещё» вообще появилось? Давайте узнаем!
Начало года с 1 января было установлено… Юлием Цезарем. Произошло это в 46 году до нашей эры. Кстати, в Риме этот праздник был посвящен покровителю Рима — двуликому Янусу… Собственно, и сам месяц январь был назван в честь этого древнего божества.
Сейчас большинство стран мира отмечают Новый год именно первого января (по григорианскому стилю, естественно). Первыми Новый год начинают встречать жители острова Кирибати, что в Тихом океане, а завершают празднование жители острова Мидуэй… всё в том же Тихом океане.
Но само собой, есть и исключения — например, жители Поднебесной отмечают Новый год в один из дней между 21 января и 21 февраля. А жители Ирана встречают новруз 21 или 22 марта. Сыны Израиля также встречают Новый год (который называется Рош ха-Шана и отличается исчислением, кстати говоря, потому как в Израиле сейчас 5778 год) не первого января, а в сентябре (не раньше 5 сентября, но не позже 5 октября). Замыкает список не январских праздников Бангладеш — там Новый год встречают 14 апреля.
В СНГ Новый год пришел в первую очередь в Россию. Правда, там до XV века он начинался не с января, а с первого марта (между прочим, как в республиканском Древнем Риме) или с первого сентября (как в Византии).
А вот в 1492 году церковь подмяла под себя всё, и Новый год стал отмечаться только 1 сентября (всё-таки Царьград — не Рим). Понятное дело, что праздник отличался от современной интерпретации и был религиозным чуть более, чем полностью (не буду описывать довольно скучный и состоящий сплошь из молитв обряд. Правда, просто поверьте на слово — веселья там было немного).
Но всё изменилось в 1700 году, когда Пётр I решил — русские будут жить, как в Европе. И Новый год стали отмечать 1 января. Правда, по юлианскому календарю (привет, Старый Новый год!). И хотя праздник всё ещё был с религиозным мотивом, но стал более похожим на то, к чему мы привыкли сейчас.
Нерабочим днём 1 января стал, кстати, довольно давно — аж в 1897 году, когда вышел закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».
После Революции (а именно в 1919 году) Новый год стали отмечать по григорианскому календарю.
Кстати говоря, с 1930 года 1 января в СССР стал вновь обычным рабочим днём. И лишь в 1947 году указом Президиума ВС СССР 1 января был возвращен статус праздничного и выходного дня. После развала Советского Союза ситуация не поменялась, этот день так и остался выходным.
Теперь перейдём к атрибутам праздника. Самым главным символом Нового года является Ёлка, перекочевавшая прямиком из рождественских праздников. Между прочим, Ёлку как символ Нового года используют даже в тех странах, где Рождество праздником не является (например, в Турции и Азербайджане).
Новогоднее застолье же является вполне логичным атрибутом праздника. Кстати, современный и всеми любимый салат оливье стал традиционным во времена СССР и существенно отличается от своего первоначального рецепта — многие продукты поменяли в угоду более дешёвым и доступным.
А вот Дедушка Мороз (без которого Новый год сложно представить), кстати, является почти у всех культур мира собирательным образом Святого Николая и языческих представлений о Морозе. Его образ начал формироваться в 1840 году после публикации сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.
Но тем не мене от современного Деда мороза он отличался хотя бы тем, что жил в Морозной стране и не приходил к детям. Наоборот, дети приходили к нему. И подарков он просто так не дарил — нужно было хорошо сделать некую работу.
Достаточно долго Мороз Иванович и Ёлка жили порознь. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России местные умники решили создать свой образ «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник (Санта-Клаус, верно) их западным сверстникам. Путём проб и ошибок был создан Морозко, который, по сути, был уже привычным образом доброго старика.
Революция же обошлась с Дедушкой довольно резко — он был подвергнут гонениям как буржуазный и религиозный образ. Окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Но уже через 7 лет появился Советский Дед Мороз. Это произошло 28 декабря 1935 года, когда член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. После этого по всей стране начали устраивать новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Собственно, с тех лет его образ мало менялся. Разве что люди, которые наряжаются в новогоднего волшебника, год от года сменяют друг друга.