«Казахи и казахстанская нация не могут вариться в одном котле», пишет казахскоязычный портал Abai.kz. Является ли эта статья портала разжиганием розни, пусть решают компетентные органы. Мы же предлагаем дословный перевод этой точки зрения.
Читатели 365info сами могут дать оценку суждениям автора оригинала Абая Мауқараұлы. Мы же исходим из того, что если эта статья уже опубликована на казахскоязычном портале, то все казахстанцы без исключения должны иметь возможность ознакомиться с этим текстом:
«Все мы должны признать существование одной традиции: пребывая за границей, мы, невзирая на свое национальное происхождение, представляем себя казахстанцами. Никто не говорит, что он казах, русский или кореец. Такова тенденция — из какой страны ты приехал, такова и твоя национальность: «англичанин», «россиянин», «китаец», «иранец».
Не успел Елбасы сказать «Все мы станем казахстанской нацией», как вокруг этого разгорелся спор. Многие участники дискуссии критиковали не суть, а только название предложения. В газетах появилось множество статей на эту тему, в которых однозначно
утверждалось, что казахстанской нации быть не может
В опросах известные личности упорно заявляли, что они никогда не откажутся от названия своей нации, будто кто-то собирается отнимать у них паспорта.
Однако впадая в эмоции, мы забываем о главном — у нас много тех, в паспортах которых черным по белому написано, что он «казах», но по-казахски не знает ни единого слова. В то же время есть русские, в паспортах которых хоть и написано «казахстанец», но они в совершенстве владеют казахским. Выходит, в этом написании нет ничего предосудительного?
Сегодня мы называем себя казахстанцами, хотим того или нет. И это вполне закономерно. Это должно не огорчать, а радовать нас.
Название «казахстанец» подчеркивает, что мы единое целое
А если прибавить к этому слово «нация», оно будет иметь иное значение, которое дает понять, что мы единое целое, одна нация. Но насколько это логично? Можем ли мы стать единой нацией? Вполне!
Жить единой страной, быть единым народом — предпосылки формирования единой нации. Развитие страны — совершенствование нации. Государство — высшая ступень общественного строя, а нация — его плод. Значит с момента обретения независимости Казахстаном в «почву» страны, несомненно, были «посажены» семена новой нации.
Вот уже 13-14 лет, как эти семена дали первые всходы. Пока неясно, что из них вырастет — ведь семян было много, и неизвестно, какие из них пустят корни глубоко и вырастут в определенное растение.
Можно увидеть 3 варианта формирования новой нации: сильный, средний, слабый.
Сильный: язык — русский, действия — западные, американские, религия — разношерстная, облик — евразийский.
Средний: язык — казахский, традиции – новая разновидность, основанная на степной культуре, религия – мусульманская, облик – азиатский.
Слабый: язык – основной русский, дополнительный — казахский, немного — другие языки; традиции, действия — привычный советский образ жизни, религия – коммунистическая мораль, материалистический атеизм, полумусульманство, сформированное после обретения независимости, облик — разный, как сегодня.
Какие признаки сильного образца можно увидеть сегодня?
Если считать, что язык — главный признак нации, сегодня в приоритете русский, который широко применяется. Его статус одинаков — как на базаре, так и во властных коридорах. Охват весьма широк — от аулов до городов. Применение – улица, офисы, общественный транспорт и в каждом доме. Последствия советской ассимиляции настолько глубоко укоренились в сознании казахов, что они подвержены духовной болезни — умение говорить на русском они до сих пор считают достижением и свысока относятся к своему родному языку.
Если рассматривать с этой точки зрения, сегодня вы не встретите казахстанца, не владеющего «великим и могучим». Даже у иностранцев знаний русского языка хватит для того, чтобы не остаться без куска хлеба. Казахстанцы, не знающие ни единого казахского слова, заполонили всю страну от детских садов до органов власти…
А главный инструмент совершенствования национального сознания, формирования иделогии — СМИ — служат этому сильному варианту. Например, в газетных киосках среди русских изданий вы кое-как найдете газеты на казахском языке, а телевидение до сих пор живет сказками о языковом паритете 50/50…
Вторая реальная сила, формирующая облик будущей нации — традиции. Сильный образец придерживается американского, то есть западного образа жизни. Посмотрите, что происходит на наших улицах. Культура ношения одежды, манера поведения, веселья, поведение в быту — все отдает новизной «глобализации» и мало чем отличаемся от евроамериканских героев. Кто возразит, если скажем, что герои отечественных телесериалов «Саранча», «Перекресток», снятых не так давно, живые представители так называемого сильного варианта? Язык — русский, менталитет — западный, разве они не типичные новые «казахстанцы»?!
А теперь посмотрим, как формируется облик и религия этого сильного образца? Разношерстные нации государства, чьи язык и менталитет переплелись между собой, вступают в браки, создавая интернациональные семьи. Русские и казахи, корейцы и русские, турки и дунгане… Кем вырастут дети, рожденные в таких браках? Безусловно, у них будет евразийский облик: глаза голубые, цвет кожи то ли рыжий, то ли смуглый, волосы черные…
А теперь представьте, какой колорит могут дать сотни тысяч браков более чем ста национальностей, каким будет новый облик евразийских казахстанцев? Конечно, межнациональные браки смешивают и религии. Представители разных конфессий в Казахстане могут жить в одной семье. Для запрета такого смешения наций в стране нет никаких правовых преград.
Права отдельного человека превыше интересов нации. Демократические ценности гораздо важнее судьбы народа. Несомненно, такие благоприятные условия, сформированные в стране, могут вполне способствовать появлению в стране сильного образца нации.
Как может повлиять время на формирование этих трех разновидностей новой нации? Их ждет победа или поражение — другого не дано. Они не могут мирно сосуществовать в одном обществе — таковы законы жизни. Понятия «казахстанец» и казахская нация не могут вариться в одном котле. Природа не наделила человека двумя головами, если выражаться языком Шерага, то есть Шерхан ага, «Жыланда ғана айыр тіл болады» — только змея имеет раздвоенный язык.
Если понятие «казахстанская нация» одержит верх, называть ее нацией будет большим заблуждением. В этой психологии преобладает природа толпы — там нет корней, нет родословной. Сегодня те, кто поддерживают это понятие, довольны, что находятся во власти, имеют определенные материальные блага, но они не осознают, что завтра их потомки превратятся в толпу.
Разве здравомыслящий человек, имеющий национальное самосознание, пожелает, чтобы его потомки сбились с истинного пути?!
Такая толпа не сумеет сохранить Казахстан как единое государство. В сознании толпы никогда не было национального понятия, она живет только сиюминутными потребностями…», — заключает автор.
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info.