9 ноября в Мажилисе Министерство юстиции представило депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности и арбитража».
Наряду с парламентариями в презентации приняли участие представители госорганов, непарламентских политических партий и НПО. Об этом 365info.kz сообщили в пресс-службе палаты.
Открывая заседание, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Нурлан Абдиров напомнил о Послании Президента народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в котором отмечена необходимость продолжения проведения реформ, направленных на защиту частной собственности, верховенство права и обеспечение равенства всех перед законом.
Кроме того, Н. Абдиров отметил, что статьей 26 Конституции за гражданами нашей страны устанавливается право иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, что является основополагающим конституционным принципом о гарантиях собственности. Поэтому положения всех нормативных правовых актов должны обеспечивать реализацию данного конституционного принципа, пояснил депутат.
О проекте нового Закона депутатов проинформировала заместитель министра юстиции Зауреш Баймолдина, отметив, что изменений претерпят 16 законодательных актов, в том числе 8 кодексов Республики Казахстан. Представляя законодательные нововведения, вице-министр юстиции отметила пять ключевых блоков поправок.
Первый связан с обеспечением имущественных прав сторон по договорам банковских займов. В этом случае предлагается, в частности, установить запрет на взимание двойных комиссий при открытии текущего счета. Предусматривается также установить иммунитет от обращения взыскания на алиментные платежи на содержание детей при наличии специальных счетов и предусмотреть право залогодателя самостоятельно реализовать залоговое имущество при предъявлении банком требования о досрочном исполнении обязательства.
Второй направлен на защиту имущественных прав собственников и негосударственных землепользователей при принудительном изъятии земельных участков для госнужд. Законопроектом предлагается установить единые основания для компенсации стоимости изымаемого для госнужд имущества путем создания условий равноценного возмещения. При этом размер возмещения при изъятии земельного участка определяется по рыночной стоимости имущества без привязки к основанию возникновения права собственности или права землепользования. Предоставляется также возможность «натурального возмещения» при изъятии имущества для госнужд путем предоставления иного земельного участка (альтернатива возмещению стоимости).
Третий направлен на защиту имущественных прав лиц при конфискации имущества. Говоря об этом, заместитель министра юстиции отметила, что в текущем году Генеральной прокуратурой проведен анализ состояния законности при применении конфискации, выявивший ряд проблем. В частности, большинство судей назначают конфискацию при отсутствии доказательств преступного происхождения имущества, ссылаясь при этом только на санкцию статей Уголовного кодекса, предусматривающих ее обязательное применение.
В этой связи разработчиком предлагается повысить «стандарты» доказывания со стороны органов уголовного преследования посредством установления (конкретизации) обязанности органа уголовного преследования и суда на каждой стадии процесса по установлению факта преступного происхождения имущества с тем, чтобы исключить факты необоснованного применения конфискации имущества.
В практике возникают также проблемы в вопросе снятия обременений (ареста) с имущества, ранее наложенных органами уголовного преследования и в последующем конфискованного приговором суда и реализованного в установленном порядке третьему лицу (добросовестному приобретателю). В связи с этим предлагается установить компетенцию суда по снятию ранее наложенного органом уголовного преследования ареста и иных обременений с конфискованного имущества.
Четвертый блок поправок предусматривает иные поправки, направленные на усиление защиты собственности. В частности, уточняются некоторые нормы института законодательства. А именно:
1) по институту наследства уточняется круг лиц из числа иждивенцев, призываемых к наследованию, но не входящих в круг наследников по закону первой очереди;
2) по вопросам отчуждения долей участия в уставном капитале ТОО:
— устанавливается, что принудительный выкуп доли участника ТОО возможен только в случае нарушения им своих обязанностей перед ТОО, повлекших существенный вред ТОО;
— определяется конкретный момент возникновения прав и обязанностей нового участника товарищества — момент заключения договора отчуждения (уступки) права требования участника;
3) в сфере нотариальной деятельности устанавливается возможность безналичного расчета через депозит нотариуса, если данное предусмотрено договором между сторонами;
4) по юридическим притязаниям расширяются основания для снятия ранее наложенного юридического притязания: отпали обстоятельства, послужившие основанием для регистрации, а также автоматическое снятие по истечении 3-х лет.
Пятый блок направлен на решение имеющихся проблем в практике применения нового Закона «Об арбитраже». Предлагается дальнейшее приведение норм национального законодательства в соответствие с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже», Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, а также Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
В числе основных изменений разработчик отметила также:
1) исключение требования по применению законодательства при рассмотрении арбитражами спора, одной из сторон которого являются государственные органы, государственные предприятия, субъекты квазигосударственного сектора;
2) подчинение всех процедур и правил арбитражного разбирательства соглашению сторон, регламенту арбитража, а в их отсутствие – закону той страны, где имел место арбитраж.
После доклада заместитель министра юстиции Зауреш Баймолдина ответила на ряд вопросов депутатов. Дальнейшее обсуждение законопроекта будет продолжено в рабочей группе, которую возглавила депутат Мажилиса Гульнар Бижанова.