Кроме того, лидеры стран, вероятно, обсудят возможность отправки миротворческого контингента ОДКБ в Украину.
30 ноября в Минске пройдёт юбилейный саммит ОДКБ с участием глав государств-членов организации. Как отмечает sayasat.org, интригой к этому событию служат три сюжетные линии, которые, возможно, составят официальную и неформальную повестки мероприятия.
Беларусь очень хочет помочь Казахстану провести модернизацию — эксперт
Во-первых, не исключено, что одной из тем обсуждения станет вопрос размещения миротворческого контингента от ОДКБ в Украине. В сентябре на такой сценарий согласился российский президент Владимир Путин. Позже заместитель генерального секретаря Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) Валерий Семериков заявил, что блок готов к миротворческой миссии на востоке Украины, но для этого необходим мандат ОДКБ и ООН.
Накануне саммита
глава МИД Беларуси Владимир Макей подтвердил, что Минск готов направить своих миротворцев в Донбасс,
если это будет приемлемо для всех заинтересованных сторон. Такое заявление было сделано на совместной пресс-конференции с главой МИД России Сергеем Лавровым.
Во-вторых, после недавних заявлений российской стороны о том, что в Сирии завершается военная кампания, вновь появились разговоры, чтобы направить туда контингент полицейских со стороны ОДКБ для поддержки общественного порядка.
Инициатором этой идеи является Москва, еще летом предложившая направить в зоны деэскалации в Сирии военных из Казахстана и Кыргызстана
Тогда внешнеполитические ведомства этих стран заявили, что никаких переговоров по отправке казахстанских военных в Сирию не ведется. Позже президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил, что страна может отправить своих миротворцев в Сирию только по решению ООН.
Россия не заинтересована в солдатах Казахстана в Сирии — эксперт
Сигналом, что вопрос направления казахско-кыргызского контингента в Сирию поставлен перед руководством этих стран и возможно будет обсуждаться в рамках предстоящего саммита ОДКБ, стало интервью новоизбранного президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова. В ходе интервью у Жээнбекова спросили об отношении к возможной отправке кыргызских военных в Сирию в качестве военных полицейских. При этом у президента Кыргызстана запланирован официальный визит в Москву, где его ждут встречи с президентом Путиным и премьер-министром Медведевым.
В-третьих, саммит ОДКБ – это первое совместное мероприятие новоизбранного президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Данное обстоятельство вносит в минский саммит дополнительную интригу, особенно в контексте напряженной ситуации в двусторонних отношениях между КР и РК.
Но фон первой «пристрелки» неоднозначный –
казахстанский лидер через серию дружественных жестов в адрес нового коллеги из Кыргызстана со своей стороны создал благоприятный фон
Жээнбеков в своей инаугурационной речи, говоря о внешнеполитических приоритетах, умолчал о Казахстане, но упомянул пассаж о невмешательстве соседей.
Конфликт Кыргызстана и Казахстана глазами эксперта из Москвы
При этом накануне минского саммита администрация Жээнбекова подчеркнула, что в Минске у президента Кыргызстана не предусмотрено встреч в двухстороннем формате. Так или иначе, пока Бишкек и Астана пикировались между собой, ОДКБ, и в частности Москва, продолжает рассматривать возможность участия казахско-кыргызских сил в Сирии.
В комментарии для sayasat.org директор белорусского центра европейской трансформации Андрей Егоров порассуждал о перспективах обсуждения этих трёх важных с точки зрения Астаны и Минска вопросов.
Этот вопрос может обсуждаться, потому что поднимался со стороны России и Беларуси. Достаточно вспомнить недавнее заявление МИД Беларуси о готовности размещать миротворческий контингент в Украине. Эта идея не может быть реализована без согласия самой Украины, для которой миротворчество в таком виде является явно недостаточным. То есть
если говорить о каком-то участии сил ОДКБ, это должно быть в составе ООН. На меньшее Украина не согласится
Вопрос отправки полицейского контингента может обсуждаться, но перспективы его решения очень туманны. Маловероятно, что Беларусь и Казахстан согласятся, чтобы их силы участвовали в Сирии. Хотя Россия заинтересована в этом,
Кто заплатит за переустройство Сирии? Россия не может, США не хотят
для Казахстана и Беларуси вопрос участия их сил за рубежом, особенно если эти операции будут сопряжены с потерями личного состава, достаточно чувствительный
Поэтому, скорее всего, эти обсуждения к каким-то значимым результатам не приведут. Будет введен формат «бесконечного обсуждения», как это умеет делать лидер Беларуси Александр Лукашенко.
Взаимная заинтересованность гораздо выше, чем желание победить в этом конфликте. Скорее стороны пойдут на попытку его урегулировать и договориться. Учитывая, что у них много других совместных дел, жертвовать которыми дальнейшим разворачиванием не хотелось бы, они будут, скорее всего, погашены.
Тем более в наших политических системах, где лидеры играют значимую роль, взаимопонимание между ними найдётся. Этот
персональный фактор очень важен,
как важен для разрешения конфликтов и фактор отсутствия острой антипатии.