Казахстанский премьер ответил на критику кыргызским коллегой предпринимаемых нашей страной мер пограничного контроля.
3 ноября в Ташкенте на заседании Совета глав правительств СНГ премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков обвинил Казахстан в «неполном исполнении» Договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года.
По словам Исакова, с первой половины октября Казахстан на своей границе создает «искусственные барьеры» для граждан и грузоперевозчиков Кыргызстана, а также для иностранных грузоперевозчиков, следующих транзитом через Кыргызстан. В усиленных мерах таможенной безопасности на казахстанской границе кыргызский премьер усматривает создание ограничений к взаимной торговле стран СНГ.
«Казахстанская сторона каждый раз приводит различные аргументы и обоснования введенному ограничению торговли на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, включая контрабанду, —
сказал Исаков. —
Можно ли назвать контрабандой 20% грузов с сельскохозяйственной продукцией (картофель, лук, сливы, виноград), выращенной в Кыргызской Республике, или контрабандой молочную продукцию, поставляемую на рынки Республики Казахстан из предприятий, находящихся в едином реестре ЕвразЭС? А может быть, транзит 80% грузов в Российскую Федерацию тоже является контрабандой?!
Жээнбеков вернет отношения с Казахстаном в прежнее русло — эксперт
Появились факты задержания и досмотра железнодорожных вагонов, следующих из третих стран в Кыргызстан под пломбами и в рамках международных торговых соглашений (…) Или в одночасье все грузы, следующие в Кыргызскую Республику, стали контрабандными?»
Также глава правительства Кыргызстана раскритиковал санитарный контроль на казахстанской границе, опять же намекнув, что контроль выступает инструментом «дискриминации» КР как торгового партнера РК.
По словам Исакова, 10 ноября «нарушение договоренностей» Казахстаном будет рассматриваться на комитете по торговле ВТО, куда обратились власти Кыргызстана.
«В соответствии со статьей 12 Договора о взаимной торговле санитарные и фитосанитарные меры применяться в соответствии с правилами и принципами Соглашения ВТО, а также международных договоров, участницами которых являются стороны. При этом, как отмечено в отчете Исполнительного комитета СНГ, применяемые меры не должны являться инструментом дискриминации торговых партнеров и создавать излишние препятствия во взаимной торговле», —
цитирует Исакова пресс-служба премьер-министра КР.
Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев в своем ответе кыргызскому коллеге отметил, что предпринимаемые компетентными органами РК меры направлены в первую очередь на обеспечение обращения на территории ЕвразЭС безопасной продукции, а также должного налогового и таможенного администрирования ввозимых товаров. Данные меры не нарушают норм права ЕвразЭС и не носят дискриминационный характер в отношении Кыргызской Республики.
Как подчеркнул Сагинтаев, эти проблемы появились не сегодня, и все о них знают
Так, по инициативе Казахстана в 2016 году вопрос недостаточного таможенного администрирования в части определения достоверной таможенной стоимости неоднократно поднимался на Объединенной коллегии таможенных служб, а также в рамках заседаний Совета ЕЭК и Евразийского межправительственного совета.
Кроме того, между таможенными органами обеих стран в целях пресечения недостоверного декларирования товаров при ввозе из КНР в Кыргызстан и Казахстан в июне текущего года был подписан план совместных действий. Однако по причине неисполнения кыргызской стороной запланированных мероприятий он не был реализован.
В 2016 году расхождения данных статистики внешней торговли у Казахстана составили 4,6 млрд долларов к внешнеторговому обороту в 48,3 млрд долларов (9,6%), тогда как у Кыргызстана – 4,1 млрд долларов к 13,5 млрд долларов (30,5%).
Атамбаев испугался изгнания из Кыргызстана — политолог
На сегодняшний день остается проблема перетока товаров для таможенной очистки в Кыргызстан из Китая в связи со слабым таможенным администрированием, а также занижения таможенной стоимости.
По данным с октября 2015 года по октябрь 2017 года общий переток импорта из стран ЕвразЭС в Кыргызстан оценивается почти в 7,5 млрд долларов. При этом, переток импорта из России составляет 6,3 млрд долларов (84%), из Беларуси – 292 млн долларов (4 %), из Казахстана – 912 млн долларов (12%).
Всё это приводит к потерям бюджетов стран ЕвразЭС и составляет недобросовестную конкуренцию нашим предпринимателям
Так, за два года потери бюджетов государств ЕвразЭС по таможенным пошлинам и НДС составляют почти 2 млрд долларов (597,6 млн долларов — потери по таможенным пошлинам, 1,4 млрд долларов – по НДС). Доля потерь для России составляет 1,7 млрд долларов (87%), Беларуси – 99,6 млн долларов (5%), Казахстана – 159,4 млн долларов (8%).
Кроме того, в ходе налогового администрирования ввоза товаров из Кыргызстана в Казахстан выявляются факты нарушения налогового законодательства. Только за октябрь установлено 246 фактов отсутствия товарно-транспортных документов или недостоверного их оформления. Путем своевременных мер предотвращены потери казахстанского бюджета по налогам.
Для всего рынка ЕвразЭС имеются риски, связанные с ввозом зараженной продукции, подлежащей ветеринарному контролю. Эти риски также связаны с потерей Казахстаном статуса благополучия Международного эпизоотического бюро.
В области ветеринарии и карантина выявлены 133 нарушения законодательства ЕвразЭС. Так, зафиксирован 41 факт ввоза шести опасных карантинных объектов (золотистая картофельная нематода, червец Комстока, восточная плодожорка, повилика, картофельная моль, азиатская ягодная дрозофила). Кроме того, выявлены 66 фактов нарушений фитосанитарных требований. Также было выявлено 26 фактов незаконного ввоза продукции животного происхождения без ветеринарных документов (15) и с нарушениями правил оформления (11).
«Пока мы не удостоверимся в обеспечении кыргызской стороной соответствующего контроля, мы не пойдем на снятие ветеринарного контроля», —
заявил Сагинтаев.
По данным премьер-министра РК, в части технического регулирования наблюдается резкий спад количества выданных сертификатов соответствия на продукцию, изготовленную в Кыргызской Республике и экспортируемую на территорию Казахстана.
Так, в 2014 году до вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС казахстанскими органами по подтверждению соответствия выдано на кыргызскую продукцию 1 537 документов по подтверждению соответствия. В 2015 году таких документов выдано 790, в 2016 году – 242, а за 10 месяцев 2017 года — всего 126.
Существует риск, что на рынок Казахстана, а также других государств ЕвразЭС проникает продукция, несоответствующая требованиям технических регламентов ЕвразЭС.
https://365info.kz/2017/10/chto-skryvaetsya-za-demokraticheskim-fasadom-v-sosednem-kyrgyzstane/
В единый реестр ТС от Кыргызской Республики включены 14 органов по сертификации и 37 испытательных лабораторий. За январь-сентябрь 2017 года ими выданы 3021 сертификат соответствия и 9027 деклараций о соответствии.
По транспортному контролю наблюдается игнорирование норм перевозки грузов в части превышения весогабаритных параметров, а также условия перевозок скоропортящихся продуктов. С 10 октября выявлено 409 нарушений, из них 187 – нарушения по нормам скоропортящихся грузов, 87- по весогабаритным параметрам. Общая сумма штрафов по данным нарушениям составила 13 млн тенге.
За 10 месяцев 2017 года общее количество выявленных нарушений составило 1248, из них по весогабаритным нарушениям – 265, по условиям скоропортящихся продуктов – 187, отсутствия товарно-транспортных накладных – 493 и т.д.
Уполномоченными органами РК уже проведена определенная работа по урегулированию данной ситуации. В частности, совместно с кыргызскими коллегами подготовлена Дорожная карта, предусматривающая конкретные меры по устранению имеющихся проблем.
Необходимо отметить, что конкретных пунктов о моментальной отмене усиленного пограничного контроля данная дорожная карта не содержала. Это целый комплекс мероприятий, который требует совместной системной работы для его положительного эффекта.
Однако кыргызстанской стороной Дорожная карта была воспринята как инструмент по моментальному снятию пограничного контроля. Поэтому данный документ не был подписан.
«Мы готовы ее подписать. Однако кыргызская сторона отказывается, —
отметил Сагинтаев. —
В свою очередь, при всех имеющихся проблемах мы и впредь готовы оказывать содействие кыргызским коллегам. Готовы также к консультациям, как на двустороннем уровне, так и на площадке комиссии.
Мы считаем, что все проблемные вопросы во взаимоотношениях между странами-членами ЕвразЭС должны решаться посредством консультаций и переговоров.
Но выносить эти вопросы на ВТО – это признание того, что мы в рамках нашего союза не можем договориться между собой. Полагаю неправильным показывать всему миру, что мы не состоялись как союз.
Мы уверены в своей правоте, мы не нарушаем законодательства ЕвразЭС
И уж если другая страна считает, что Казахстан нарушает его, то такие разногласия должны рассматриваться на площадке комиссии».
По образному выражению казахстанского премьера, ЕвразЭС переживает «болезнь роста». Поэтому нередко встречаются случаи, когда стороны обмениваются жесткими высказываниями, в том числе через средства массовой информации. Это серьезно ухудшает имидж ЕвразЭС, подчеркнул глава правительства РК.
«Зарубежные партнеры, наблюдая за нашими внутренними противоречиями, в очередной раз утверждаются в мысли об отсутствии единства в ЕвразЭС.
Заверяю всех, что Казахстан как инициатор создания евразийского интеграционного объединения, не нарушает принципы и нормы права ЕвразЭС и заинтересован в скорейшем урегулировании данной ситуации», —
сказал Сагинтаев.
Что касается нарушений по ВТО, основные претензии кыргызской стороны сводятся к вопросам транзита, а также дискриминации в отношении кыргызских перевозчиков. При этом
Кыргызстан не приводит аргументов, доказывающих нарушение каких-либо норм ВТО, поскольку данные меры введены в целях охраны жизни и здоровья человека и соответствуют нормам ВТО
Вторая Сирия в Кыргызстане — СМИ России переживают
«Правительство Казахстана считает некорректными высказывания кыргызской стороны. Позиция нашего государства по этому вопросу хорошо известна. Она полностью соответствует идеологии формирования общего экономического пространства стран Евразийского экономического союза и нацелена на минимизацию экономических рисков и экономического ущерба странам-участницам Союза, —
заявил Сагинтаев. —
Мы призываем правительство Кыргызстана подтвердить свои обязательства
и обеспечить выполнение и имплементацию Кыргызской Республикой своих обязательств в рамках Евразийского экономического союза. Мы открыто говорим на эту тему и хотим быть услышанными нашими кыргызскими коллегами».
По словам казахстанского премьера, правительство РК рассчитывает на конструктивную позицию кыргызской стороны по пяти принципиальным направлениям:
«Таким образом, мы защищаем не только свои национальные интересы. Мы защищаем экономические интересы и экономическую безопасность пространства ЕАЭС.
На казахстанско-кыргызской границе сохраняется порядок мониторинга и контроля, полностью и строго соответствующий нормам и требованиям законодательства ЕАЭС, —
резюмировал глава правительства Казахстана. —
Мы готовы к конструктивному диалогу по вопросам двустороннего экономического сотрудничества,
а также взаимодействия в сфере пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования.
Мы готовы и впредь оказывать содействие кыргызским коллегам в адаптации нормам и праву ЕАЭС».