В Казахстане практически незаметно прошло открытие железной дороги Баку — Тбилиси — Карс (БТК). А между тем для Астаны данная магистраль является одним из перспективных направлений, поскольку напрямую стыкуется с национальной программой «Нурлы Жол».
Напомним, что на днях в торжественной обстановке был открыт новый трансграничный железнодорожный маршрут, соединивший железнодорожные сети Азербайджана, Грузии и Турции. В мероприятии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, а также премьер-министры Грузии, Казахстана и Узбекистана Квирикашвили, Сагинтаев и Арипов.
По мнению азербайджанского лидера, железная дорога БТК является самым надежным и кратчайшим путем между Европой и Азией, по которому на начальном этапе будет транспортироваться 5 млн, а к 2030 году – 17 млн тонн грузов и 3 млн пассажиров.
По мнению премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, проект БТК расширит логистические возможности на Каспии, создаст благоприятные условия для перевозки грузов из Китая в Европу, в связи с чем скорость грузоперевозок возрастет вдвое – до 12-15 дней. Таким образом,
БТК окажется важным международным инфраструктурным элементом, усиливающим эффект программы «Нурлы Жол» внутри Казахстана
Автором проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, по общему признанию, является президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В основе строительстве железной дороги Баку-Тбилиси-Карс лежит азербайджано-грузино-турецкое межгосударственное соглашение. Проект стартовал в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного соглашения.
Общая протяженность БТК составила 826 км. В ходе строительства, кроме нового участка, были проведены работы по реконструкции порядка 500 км дороги. Кроме этого, был проложен тоннель на границе Турции и Грузии из расчета 2375 метров – на территории Турции и 2070 метров – на грузинской территории.
Максимальная скорость движения поездов будет достигать 120 км в час. Время в пути грузовых поездов составит 16-18 часов.
Планируемая пропускная способность железнодорожной магистрали на начальном этапе составляет один миллион пассажиров и 6,5 млн тонн грузов в год.
Если быть более точным, то ситуация по грузоперевозкам выглядит следующим образом:
Введение железной дороги в эксплуатацию позволит увеличить объемы взаимной торговли между Азербайджаном, Грузией и Турцией до 10 млрд долл. ежегодно.
Введенный в эксплуатацию транспортный коридор БТК является выгодным не только для Кавказа. Он также представляет интерес для республик Центральной Азии.
При условии присоединения к БТК казахстанского порта Актау и туркменского Туркменбаши будет создан перспективный железнодорожный узел «Средняя Азия-Европа».
К слову, в конце 2017 года в Туркменистане ожидается ввод в эксплуатацию нового порта в Туркменбаши. Новый хаб будет обладать пропускной способностью 17-18 млн тонн. А с учетом действующего порта пропускная способность достигнет 25-26 млн тонн. Согласно расчетам, международный порт в Туркменбаши сможет обслуживать 300 тыс. пассажиров и 75 тыс. трейлеров в год. Контейнерный терминал имеет среднегодовую мощность 400 тысяч TEU.
Справка. TEU – Twenty-foot equivalent unit (двадцатифутовый эквивалент) — единица, которая характеризует количественную вместимость или объем контейнерных судов, контейнерных терминалов, контейнерных грузопотоков. 1 TEU обозначает грузовую вместимость одного двадцатифутового контейнера.
Узбекистан также демонстрирует интерес к данному проекту. И это понятно, ведь ввод в эксплуатацию железнодорожной магистрали БТК позволит наладить регулярные перевозки грузов из Турции и Европы в страны Центральной Азии и Китай, и наоборот.
В данном случае Ташкент может рассмотреть маршрут от логистического хаба СИЭЗ «Навои» через порты Каспийского моря до Баку и далее Тбилиси — Карс — Южная Европа. Учитывая, что Узбекистан находится практически в центре Шёлкового пути в Китай, участие Ташкента в качестве транзитной республики принесет ему солидные дивиденды.
Для Казахстана участие в БТК также выгодно. Астана понимает, что включение БТК в китайский проект «Один пояс – один путь» повысит привлекательность пущенной недавно транспортной магистрали. В этом случае
Казахстан сможет эффективно использовать свой транзитный потенциал, развиваемый в рамках программы «Нурлы Жол»
К слову, первым прошедшим по железной дороге Баку — Тбилиси — Карс стал прибывший из Казахстана состав, состоящий из 32 контейнеров. Первый казахстанский состав через порт Курык был направлен по БТК в Турцию. Также известно, что уже формируется второй состав с казахстанским углем. Конечной точкой в маршруте значится Румыния.
В целом, участие в проекте БТК позволит Казахстану получить новые маршруты к Черному и Средиземному морям. А это новые возможности, рост объемов перевозимых грузов и, как следствие, пополнение госбюджета. Так, предполагаемая прибыль от транзитных перевозок для Казахстана оценивается в 1 млрд долларов.
Фактически железной дорогой Баку — Тбилиси — Карс смогут пользоваться как европейские страны, так и республики Центральной Азии, Турция и Китай. Трансграничная железная дорога БТК является важной составляющей транспортного коридора Восток-Запад и Нового Шелкового пути. Для всех участников проекта БТК начало эксплуатации транспортной магистрали будет способствовать росту транзитного потенциала стран региона, расширению внешнеэкономических связей и определению новых точек сопряжения.