Женщина, которой новые «друзья» открыли «дорогу к Всевышнему», разрушила семью и похитила детей у бывшего мужа.
В редакцию обратился Амир Н. (имя было изменено — прим. авт.). Парень практически в одночасье лишился семьи: жена ушла от него и увезла двух несовершеннолетних дочек, несмотря на то, что суд присудил право опеки отцу. Детей попросту выкрали и вывезли из страны. При этом экс-супруга пыталась уговорить мужа принять радикальный ислам и переписать квартиру на одного из ее «братьев».
Познакомился Амир с женой (назовем ее Лейлой) в Азербайджане. Молодые люди поженились, Лейла переехала в Алматы к мужу, через какое-то время у молодоженов родились две очаровательные девочки. Жили, как мечтают многие: муж работал, а жена занималась воспитанием детей.
После поездки в Азербайджан к родителям в 2014 году Лейла переменилась. Она заявила мужу, что хочет носить хиджаб.
— Она сказала, что ее сестры порекомендовали ей начать читать намаз и надеть хиджаб
Я сказал ей, что если она действительно этого хочет, пусть надевает. Съездили, купили ей хиджаб. После этого на протяжении двух лет у нас было все нормально, — рассказывает он.
Но постепенно, по словам Амира, его жена начала менять круг общения:
— Ее познакомили с какими-то личностями.
Среди них был гражданин Таджикистана — его депортировали из России, и он приехал в Казахстан
Ее сестры из Азербайджана дали ей его номер. Так она и начала общаться с людьми из этого круга, — вспоминает Амир.
По его словам, в секте было человек 15 — по крайней мере, стольких он встречал. Но были еще и те, которых он не видел.
Лейла стала запрещать детям смотреть телевизор, слушать музыку, называя все этом харамом (в шариате — запретные действия).
Харамом, по ее словам, считались
открывать окна после 18.00 — «в это время в воздухе шайтаны летают»
Мужу Лейла заявила, что у них с ним больше не будет интимной близости, так как он неправоверный мусульманин.
— За это меня в аду на части разорвут, — сообщила она мужу, настаивая на том, чтобы он принял ислам.
Придя в ужас от такого положения дел, Амир повел жену в одну из мечетей Алматы на разговор с имамом. Тот сразу же забил тревогу, сказав, что она попала в деструктивную секту.
В мечеть Лейла ходить отказалась, заявив, что «они там ханафитского мазхаба» и не являются истинными мусульманами
По словам Амира, его запрет на общение с «сёстрами и братьями», отключение интернета и попытки изъятия телефона ни к чему не привели. Во время семейных скандалов, инициатором которых была Лейла, дети даже прятались в шкафу.
Чуть позже у Лейлы появилась идея — одной из «сестер», беременной от того самого проповедника из Таджикистана, нужно срочно подарить квартиру, так как именно они, по ее словам, являлись истинными мусульманами.
— Они сами жили тут в каких-то непонятных хибарах, но официально не были даже расписаны, только мусульманский обряд был проведен. Когда они познакомились с моей женой, начали общаться и поняли, что я работаю и неплохо зарабатываю, начали «высасывать» деньги. У нас в Алматы две квартиры, и
эти люди уговаривали жену, чтобы вторую квартиру им предоставили, начали давить. Этого я уже не выдержал и запретил общаться с ними
Эти люди и меня пытались «завербовать». Предлагали ходить на их собрания, требовали прекратить общаться со своими друзьями, так как они якобы неверные, говорили, что мне нужно бросить работу, так как она «харамная». Поняв, что на меня повлиять не получится, они стали настраивать жену против меня, — рассказывает Амир.
В январе 2017 года Лейла приняла решение уйти из семьи. В тот день приехали ее «братья» и «сестры» по религии и заявили Амиру, что если он хочет, чтобы жена к нему вернулась, пусть принимает ислам и читает намазы.
— Она с их помощью забрала старшую дочь, а младшую я успел закрыть в своей машине. Но через какое-то время они ее выкрали из садика. Жена подала заявление на развод.
Когда я посмотрел на это заявление, увидел, что даже почерк был не ее,
— вспоминает Амир.
Развод сопровождался судебным процессом. Ювенальный суд, видя происходящее, присудил детей отцу. Городской суд вынес такое же решение. Благодаря вмешательству правоохранительных органов некоторые члены религиозной организации были депортированы из страны. Самой же Лейле запретили выезд. Но в середине июня 2017 года приехал ее отец и без согласия Амира увез детей в Азербайджан.
— Родители моей жены изначально были против ее ухода в ислам. Даже когда она просто решила надеть хиджаб. Но затем жена втянула в эту секту и свою младшую сестру, потом они вместе начали «обрабатывать» родителей.
Родителям был поставлен ультиматум: если те будут против, они с сестрой уйдут к «братьям» и «сестрам» и больше родители их не увидят
Поэтому отец и помогал вывезти девочек. Сейчас «братьями» и «сестрами» занимается полиция, а судебные исполнители пытаются вернуть наших дочек на родину. Одно скажу — эти «братья» и «сестры» полностью развалили нашу семью, — говорит Амир.
После развода Амир продолжал переписываться с женой через WhatsApp, Лейла уговаривала его стать правоверным мусульманином. Позднее
выяснилось, что «сестры» подыскали ей нового мужа, у которого уже была жена и с которой он не собирался разводиться
Однако Лейлу смутило, что муж намеревался навещать ее только днем, а с другой женой проводить ночи.
— Мне удалось ее убедить не выходить замуж за этого человека. Вообще,
у них до четырех жен можно брать. Но на деле это получается банальная проституция, — заключает Амир
Сейчас жизнь Амира как будто замерла. Жены нет, дети далеко, в перспективе неопределенность.
По мнению политолога Нурлана Альниязова, понять, что человек попал в секту, на первом этапе практически невозможно. Это может определить только специалист. Нельзя допустить, чтобы секта создала условия для отторжения человека от общества.
— Желательно изолировать пострадавшего от сектантов. И действовать надо по такому же методу, как с наркоманами,
— считает он.
При этом самостоятельно предпринимать ничего не стоит. Нужно обращаться в соответствующие органы и организации, занимающиеся профилактикой подобных явлений.
— Но в таком варианте тоже есть проблемы, так как достаточное количество носителей радикальных и экстремистских идей внедрились в госорганы, и даже в те, которые занимаются противодействием религиозному экстремизму, — отмечает Альниязов.
Социолог Тимур Айсаутов отмечает, что на сегодняшний день в Казахстане существует немало религиозных сект, в которые могут завербовать.
— В начале 90-х Казахстан, как и многие другие страны бывшего СССР, был «проходным двором» для различных сект. Многие из них зомбируют людей и делают их попросту невменяемыми
Что касается исламских сект, они зачастую противоречат традиционному исламу. Многим сектантам свойственно агрессивное отношение к сложившимся традициям и ценностям. Они очень нетерпимо относятся ко многим устоявшимся в обществе правилам. Есть те, кто даже казахскую домбру отрицает, — говорит он.
По словам Айсаутова, существуют и просвещенные сектанты, которые достаточно терпимо относятся к другим религиям и традициям. Но такие люди встречаются крайне редко. В большинстве своем те, кто все-таки попал под влияние сектантской идеологии, очень трудно поддаются ресоциализации. Их сообщества предельно закрыты, а ценностные установки для многих диктуются из Саудовской Аравии.
— По сравнению с традиционным исламом, в сектах частота разводов выше, среди их членов практикуется передача жен из рук в руки
В их книгах прописан отказ от конструктивного диалога — они очень сложно идут на какие-то компромиссы и зачастую не готовы учитывать особенности местности, традиций, времени. Такие заложенные установки благоприятствуют развитию экстремизма именно в этой среде, — считает социолог.
По его убеждению, предотвратить проникновение радикальных взглядов в общество можно только путем просвещения, начиная со школьной скамьи.