Росту цен на уголь способствует спекулятивная накрутка посредников, считают в Министерстве энергетики РК.
По оперативным данным, за январь-сентябрь на внутренний рынок поставлено 55,8 млн тонн угля, из них 40,5 млн тонн отгружено энергопроизводящим предприятиям (за аналогичный период 2016 года – 34,5 млн тонн). Об этом сообщает пресс-служба минэнерго.
В этот же период на коммунально-бытовые нужды и населению поставлено 8,0 млн тонн, что на 1,5 млн тонн больше, чем за соответствующий период 2016 года.
По информации акимата ЮКО, на угольных складах региона по состоянию на 5 октября имеется достаточный объем угля. К примеру, запасы угля в Кентау составляют 37 тыс. тонн, в Туркестане – 5 тыс. тонн. Стоимость углей: шубаркольские – 12,5 тыс. тг, майкубенские – 8,5 тыс. тг.
Угольные склады в Караганде заполнены, цена за одну тонну составляет от 6 тыс. тг (сарыадырские угли) до 11 тыс. тг (шубаркольские угли).
В Астане на двух угольных складах максимальная цена составляет 14 тыс. тг на шубаркольские угли (майкубенские угли – 8,5 тыс. тг).
В Алматы цена за одну тонну составляет от 15 тыс. тг (угли месторождении Каражыра) до 23 тыс. тг (шубаркольские угли).
По информации минэнерго, отпускная цена угля с разреза или шахты незначительная. На ее рост для конечного потребителя существенно влияют железнодорожные тарифы и «накрутки» посреднических организаций. При этом основной объем угля для коммунально-бытовых потребителей реализуется посредством товарной биржи.
Ежегодно в период прохождения отопительного сезона угледобывающие компании сталкиваются с несвоевременным предоставлением вагонов под погрузку угля.
Вместе с тем, согласно анализу Министерства национальной экономики, схема поставок угля от недропользователей до коммунально-бытовых потребителей показывает многоуровневую посредническую структуру, включающую в себя мероприятия по реализации оптовыми поставщиками, не имеющими материально-технической базы (складов хранения, железнодорожных подъездных путей), и осуществляющими перепродажу угля другим оптово-розничным реализаторам в различных регионах республики. В связи с этим стоимость угля у конечного потребителя увеличивается более чем в два-три раза.
Ценообразование на уголь, торговое регулирование и исключение посреднических структур не входят в компетенцию Министерства энергетики РК. Закуп и распределение угля для населения в регионах относится к компетенции местных исполнительных органов.
Со стороны МИР РК и АО «КТЖ» в период прохождения отопительного сезона необходимо принимать меры по своевременному обеспечению подвижного состава под погрузку угля, а со стороны МНЭ РК принимать меры контроля за деятельностью товарных бирж.