40 работающих в Казахстане нефтяных компаний отгружали «черного золота» больше, чем сами добыли.
В Актобе генеральной прокуратурой и акиматом Актюбинской области проведен форум по обсуждению проблем противодействия теневому обороту нефти и газа. В нем приняли участие представители Администрации президента, отраслевых министерств, правоохранительных и местных исполнительных органов, ассоциаций и профильного бизнеса, в том числе основных добывающих областей Казахстана (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области), а также официальная делегация Оренбургской области РФ.
Открывая работу форума, аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев отметил, что по поручению главы государства в регионе уделяется особое внимание развитию нефтегазового сектора.
«На сегодня в области успешно работают 29 недропользователей углеводородного сырья. В текущем году планируется добыть 5,9 млн тонн нефти, 6,5 млрд куб. м газа. В ближайшие 5 лет на модернизацию в нефтегазовой отрасли предприятиями будет вложено не менее 60 млрд тенге. Только в 2017 году будет проведено 19 геологоразведочных работ, —
отметил Сапарбаев. —
Последствия теневого оборота нефти и газа всем известны – существенные потери доходов бюджета, оттока денежных средств из РК, снижение благосостояния населения, ухудшение инвестиционного климата, что все вкупе ставит под угрозу выполнение государственных и правительственных программ.
Более того, теневой оборот является источником финансирования деятельности отдельных организованных преступных групп, в т. ч. радикальных религиозных течений».
Освещая масштабы проблемы, замгенпрокурора Андрей Лукин сделал акцент на отсутствии прозрачности в сфере оборота нефти и газа в стране.
«С 2015 года расхождение между добытой (189 млн тн), переработанной и экспортированной нефтью (191 млн тн) составляет порядка 2 млрд тн, это около 600 млн долларов США
Возникает вопрос, откуда излишки? Думаю, минэнерго следует обратить внимание на это», —
цитирует Лукина пресс-служба генпрокуратуры.
Причины хищений в надзорном ведомстве видят в отсутствии автоматизированного учета добычи нефти, современных нормативов её списания, ненадлежащей охране скважин, бесконтрольности нефтевозов, манипуляциях с составом нефти и последующим её вывозом под видом иных нефтепродуктов.
По мнению замгенпрокурора, модернизации требует информационная система учета Министерства энергетики, которую предложено интегрировать с базами данных других структур.
Спикер поделился результатами эксперимента комитета генпрокуратуры (КПСиСУ), проведенного в рамках подготовки к форуму. С его слов, Комитетом были сличены отчеты Министерства энергетики об объемах добычи и переработки с данными таможенных органов по экспорту нефти. В результате обнаружено 40 компаний, которые отгружали нефть больше, чем они сами добыли.
Отдельного внимания удостоилась проблема оборота «социального» газа. Отмечено, что на дефицит и рост цен на данное сырье в стране влияют недостоверность расчетов потребления и отсутствие прозрачных механизмов распределения газа как между оптовиками, так и среди заправок.
Для решения этих проблем предложено модернизировать систему реализации газа, наделить акимат полномочиями по распределению сжиженного газа на внутреннем рынке.
О принимаемых мерах по устранению причин и условий для нелегальных операций с углеводородами доложили вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев и вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.
О проводимой работе в сфере противодействия незаконному обороту нефти и газа доложили представители Министерства внутренних дел, Комитета государственных доходов и пограничной службы КНБ.
По итогам дискуссий, с учетом предложений всех участников Форума выработан итоговый документ, в который вошли семь комплексных мер (шагов) против теневого оборота нефти и газа. Это
В завершение мероприятия заместитель генпрокурора выразил уверенность в достижении положительного эффекта от данных мер и призвал участников к действию.