Международный политический еженедельник «Туркестан» обратился к одному из актуальных проблем современного казахстанского общества – вопросу школьных поборов. Сколько бы министерство образования и науки не издавало приказов, они никак не могут прекратить привычку выворачивать карманы родителей. Почему?
«Замруководителя управления образования Алматы Ляззат Жылкыбаева призвала коллективы учреждений образования прекратить сбор денег с учащихся, а активных родителей — перестать быть инициаторами подобных поборов.
«В школах строго запрещен сбор денег для приобретения учебников, канцелярских товаров, тетрадей и других принадлежностей. Однако иногда поступают жалобы. Выясняется, что
зачастую сбор денег производится по инициативе самих родителей
Повторяю, в стенах школ сбор денег строго запрещен. Есть родители, имеющие возможность позволить себе отдых своих детей в торгово-развлекательных центрах, это их право, пусть собираются вне школы, организовывают, но
мы не позволим принудительно собирать деньги со всех 25 учащихся класса на подобные мероприятия,
‒ сказала Ляззат Жылкыбаева.
По ее словам, по поручению акима Алматы на протяжении двух лет директора школ в каждый квартал отчитываются перед учителями и родителями. Ежегодно в школы направляются предупредительные письма о наложении запрета на сбор денег с учащихся.
Школы по коррупции обогнали полицию — политолог
«Сайт управления образования установил тесную связь с родителями. Если от родителей поступает жалоба о сборе средств, мы принимаем строгие меры. Кроме того, рассмотрение вопроса эффективности работы родительских комитетов стоят на повестке дня управления образования.
Зачастую родительские комитеты, забыв о своей основной деятельности, увлекаются сбором денег для учителей,
‒ заявила заместитель руководителя управления.
Подтверждает это и отец четверых школьников Мейрамбек Карашаев.
«У меня четверо детей учатся в школе. Не успеет начаться учебный год, уже на первом родительском собрании поднимают вопрос сбора денег. Сами родители! Хотя все начинается от 2500-3000 тенге, все заканчивается тем, что под давлением активных родителей принимается решение о сборе по 5000 тенге. Если начинаешь возражать, сразу говорят: «Это же все для наших детей!». Делать нечего, приходиться соглашаться. Ближе к Новому году деньги в фонде кончаются, и все начинается по-новому. В течение года такое повторяется два-три раза, в итоге собираем по 10-15 тысяч тенге. На следующий учебный год дети переходят в другой класс, история повторяется снова —
оборудование нового классного кабинета вновь ложится на плечи родителей.
В действительности, разве на эти цели не выделяются специальные средства? А куда они направляются, неизвестно. Однако хочу обратить внимание на то, что проблему сбора денег постоянно поднимают сами родители. Среди родителей всех классов находятся такие активистки. И в адрес учителей сказать нечего – это не исходит от них», – говорит удрученный Мейрамбек.
Дорогие подарки учителям, роскошные выпускные вечера в элитных ресторанах – инициатива таких родителей
Однако они не всегда учитывают, что подобные мероприятия ощутимо бьют по карману малообеспеченных семей.
Представитель департамента по противодействию коррупции Алматы Нурбол Мекешов пояснил собравшимся, что
стоимость подарка для учителей не должна превышать двух месячных расчетных показателей, то есть 5 тысяч тенге, иначе…
Представитель департамента отметил, что за последние два-три года факты коррупции в отрасли уменьшились в 2-3 раза. Если в 2015 году в отношении представителей управления образования Алматы было зафиксировано 2 факта коррупции, то в текущем году – только один факт школьного взяточничества.
Сегодня в Алматы действуют 998 учреждений образования. Из них 443 государственные учреждения, 555 – частные, в которых обучаются 375 тысяч учащихся. Если в прошлом, 2016 году, из городской казны на сферу образования было выделено 60 млрд тенге, то в текущем году — 63,3 млрд тенге.
Специалисты сферы образования говорят, что все городские школы полностью обеспечены всеми необходимыми учебно-методическими пособиями и техническими средствами.
Родителям нет необходимости собирать средства для школьного фонда
Даже выпускникам, пожелавшим сдавать ЕНТ, не придется тратиться. Если раньше для подготовки учащихся к тестированию нужно было приобретать в центрах тестирования сборники тестов, теперь родителям не нужно тратиться –
из местного бюджета выделено 94 млн тенге для приобретения сборников
Известно, что тратиться приходилось не только родителям выпускников, но и тем, чьи малыши идут в 1 класс. Чтобы предотвратить незаконные поборы за прием детей в школы, внедрена система электронной регистрации очередей. Специалисты утверждают, что новая инициатива станет надежной преградой для беззаконий в сфере образования.
Непрекращающиеся жалобы родителей астанинских школ привели к тому, что
в 2016 году в столице была создана специальная комиссия для борьбы со школьными поборами
Эта работа находится на личном контроле акима Асета Исекешева. Поводом для такого пристального внимания стал пост жителя столицы в Facebook.
«Чему мы учим детей, только что переступивших порог детского сада или школы? Тому, что апай за ним будет смотреть хорошо, если дать ей конфеты? Что случилось с нашими учителями? Постоянно просят денег. Как оправдать подобные их действия?», ‒ говорилось в посте астанчанина.
По словам руководителя управления образования Астаны Касымхана Сенгазиева, 76,6 процентов средств, выделяемых на содержание 85 общеобразовательных школ столицы, уходит в фонд оплаты труда педагогов, 13 процентов — на организацию питания сирот, детей малообеспеченных семей, учащихся начальных классов, 4,7 процентов – на оплату коммунальных услуг и 5,7 процента – на содержание и обслуживания зданий учреждений образования, оплату налогов и других расходов. Для полноценной работы школ выделяемых средств более чем достаточно, говорит руководитель управления.
Однако несмотря на это, оказывается, в некоторых школах создаются и работают школьные и классные фонды.
В такой ситуации труднее всего приходится учителям – они остаются между двух огней. Классный руководитель 6 класса одной из алматинских школ Мольдир Алтайкызы признается, что боится проводить родительское собрание.
– В моем классе 24 ученика, у всех разное социальное положение. Кто-то единственный ребенок в семье, а кто-то растет в многодетной семье. Есть ребята, которые воспитываются в неполной семье одним из родителей. Я сама мать двоих детей, поэтому не хочу никого обязывать. Не хочу, чтобы родители несли лишние траты. Только в случаях, когда внеурочное время веду ребят в какой-нибудь музей, прошу родителей дать ребятам деньги на входные билеты. На иные цели никогда денег не собирала. Школа наша полностью оборудована. Несмотря на это, слышала, что некоторые учителя в конце учебного года собирают с родителей деньги «на ремонт классных кабинетов». Наверное, и без слов понятно, куда уходят эти деньги, — говорит педагог. – Некоторые родители выступают инициаторами подарков для учителей, покупок для классных кабинетов, где учатся их дети. Одни поддерживают их, другие отказываются, мотивируя это нехваткой средств. Оказывается, обсуждение одной такой инициативы в сети WhatsApp закончилось скандалом родителей. Об этом мне рассказал один из моих учеников.
Недавно даже родительское собрание закончилось конфликтом родителей. Одна из родителей предложила украсить класс комнатными цветами за общий счет
Но это вызвало недовольство других родителей. Родители-активисты, состоятельные родители должны понимать, что материальное положение каждой семьи разное, и как-то аккуратно выступать с такими предложениями, — заключила педагог».
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info.