Ввод в эксплуатацию железнодорожной магистрали «Европа-Кавказ-Азия» благоприятно отразится и на экономике Казахстана, считают эксперты.
Весьма значимым событием для Азербайджана станет скорый ввод в эксплуатацию железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК), так как впервые в постсоветский период создается прямое железнодорожное сообщение с Турцией и Европой. Об этом Sputnik Азербайджан заявил постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) «Европа- Кавказ-Азия» (TRACEСA) в Азербайджане Акиф Мустафаев.
Во время встречи глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Грузии Эльмара Мамедъярова и Михеила Джанелидзе в Тбилиси в рамках заседания Совета министров иностранных дел ГУАМ глава азербайджанского внешнеполитического ведомства заявил, что официальное открытие железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс состоится 30 октября.
По словам представителя TRACEСA, Азербайджан может стать великой транзитной страной, если удастся наладить доставку грузов из Китая в Стамбул.
«Перевозка грузов из Китая может составить две недели вместо 40 дней морского пути, который сопровождается различными угрозами, вплоть до захвата грузов пиратами. А в следующем году, если будет прорыт тоннель или построен железнодорожный мост над Босфором,
железнодорожные составы будут двигаться до самого Лондона», —
подчеркнул Мустафаев.
При этом не возникнет и жесткой конкуренции в коридоре БТК между южным и северным маршрутами транзита грузов, подчеркнул эксперт. Грузовой потенциал из Китая в Европу настолько велик, что Россия, Иран и Азербайджан вместе взятые не смогут его охватить. Россия на сегодня освоила всего 3-4% от данного потенциала посредством Транссибирской магистрали.
«С начала года, по моим данным, из Китая в Западную Европу через Казахстан, Россию и Беларусь отправлены четыре поезда, потративших на дорогу две недели
Это очень незначительный объем китайских грузов в направлении Западной Европы. И если удастся привлечь через Азербайджан 2-3% грузов из Китая, это будет означать 300-400 тысяч контейнеров в год. Это для Азербайджана мечта, рекорд», — подчеркнул представитель TRACEСA.
В самые лучшие годы транзитом через Азербайджан и Каспийское море в направлении Афганистана максимально отправлялось 17 тысяч контейнеров с гуманитарными грузами.
«Если Азербайджану удастся охватить посредством БТК несколько процентов грузов из Китая в направлении Турции и стран Европы, то есть на первом этапе до 300 тысяч контейнеров, а в последующие пять–десять лет — свыше 400 тысяч контейнеров, это будет значительный результат», — отметил Мустафаев.
Азербайджан получит от БТК большие выгоды как в политическом, так и экономическом плане, заявил эксперт, по мнению которого, речь будет идти не только об Азербайджане, но и соседних странах — Казахстане, Туркменистане, Грузии, Турции и всех государствах, входящих в TRACEСA.
«Иногда у грузинских коллег возникает сомнение в выгодности БТК, так как могут быть ущемлены интересы Грузии в отношении эффективной работы черноморских портов Батуми и Поти. Абсолютно нет,
традиционные перевозки через Батуми и Поти будут продолжены, в том числе танкерные перевозки нефти и сухих грузов,
снижения объемов не предусматривается. Подчеркну, что новый путь по БТК будет в основном нацелен на контейнерные перевозки», — заявил представитель TRACEСA.
Ожидать с момента запуска БТК мгновенного взлета перевозок не следует, так как в ходе эксплуатации возникнут вопросы координирования, документации, определения операторов и другие необходимые оргмеры, заявил эксперт. Но технические моменты быстро решаются, они будут урегулированы в течение двух–трех месяцев .
«Тем более что за этим проектом стоит политическая воля лидеров государств – Азербайджана, Турции и Грузии. И здесь главное начать, а дальше все пойдет, ведь в начале этого проекта было очень много препятствий политических и экономических, что привело к задержке запуска данного проекта», — отметил Мустафаев.
Постоянный представитель секретариата МПК TRACEСA выразил уверенность, что через коридор БТК удастся запустить значительные объемы грузов из Китая в направлении Турции и европейских стран, это позволит окупить вложенные инвестиции приблизительно через десять лет.
«Это нормально. Окупаемость БТК последует не в первые годы, а поэтапно, то есть пройдет не менее десяти лет», —
заключил Мустафаев.
Коридор TRACEСA представляет собой мультимодальный комплекс транспортной системы стран региона, соглашение о развитии которого было подписано в сентябре 1998 года в Баку.
Маршрут берет начало в странах Восточной Европы (Болгария, Молдова, Румыния, Украина) и также пересекает Турцию. Далее путь следует через Черное море к портам Поти и Батуми в Грузии, затем задействует транспортную сеть стран Южного Кавказа, а также Ирана, используя наземное сообщение с этим регионом из Турции. Из Азербайджана через паромные переправы маршрут выходит на железнодорожные сети Центральной Азии (Туркменистан и Казахстан), имеющие выход на Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и достигают границ с Китаем и Афганистаном.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс строится на основании азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения от 7 февраля 2007 года. Реализация проекта началась в 2008 году. В рамках проекта строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК составит 826 километров.
С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить один миллион пассажиров и 6,5 млн тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 млн тонн и двух млн пассажиров в год.