Изменения в валютном законодательстве настораживают некоторых экспертов: одни боятся, что из страны уйдут инвесторы, другие считают этот шаг следствием развития экономики Казахстана.
Речь идет об инициативе Нацбанка, которая предусматривает перевод всех операций иностранных компаний в Казахстане в тенге, будь то выплаты заработной платы или расчет за покупку служебных авто. Рашид Гайсин, руководитель команды юридических услуг PwC в Казахстане и Евразийском регионе, полагает, что это вынудит некоторых инвесторов уйти. Ведь курс тенге плавающий, значит переход на нацвалюту несет в себе риски. И компании в целях подстраховки предпочтут поднять цены на свои товары и услуги.
— Платить придется не тем, кто это все придумал, а тем, кто все это будет потреблять. А это мы с вами, — говорит Гайсин.
Кроме того, по словам Асель Мухамбековой, менеджера юридических услуг PwC в Казахстане, с принятием изменений в валютном законодательстве РК иностранные компании, осуществляющие страховую и банковскую деятельность на территории Казахстана, будут признаны резидентами страны.
— Филиалы иностранных банков будут приравнены к местным банкам и с 2020 года будут не вправе осуществлять банковскую деятельность на территории Казахстана. Также они будут выступать в качестве агентов валютного контроля. Это значит, что
они обязаны регулярно подавать отчетность о деятельности своих клиентов, что делают наши местные банки
Что касается филиалов иностранных нефинансовых организаций, по действующему законодательству, они также имеют статус нерезидентов, но по новому закону о валютном регулировании приобретут статус резидента, — отмечает Мухамбекова, добавляя, что это потребует от них показывать отчетность.
По словам Рашида Гайсина, такие меры Нацбанк примет для усиления прозрачности, чтобы контролировать внутренние и внешние денежные потоки.
— Конечно,
у ожидаемых поправок благие намерения. Нацбанк обосновывает это улучшением мониторинга и статистики денежных потоков
По долгу службы мне приходилось бывать в Узбекистане — по валютному законодательству было сложно. Потому что там можно было заработать и невозможно поменять местную валюту на доллары. Исключение только для ряда компаний, которым разрешалось это делать раз в квартал. А начиналось все с усиления контроля. Сейчас мы радуемся за соседей: смена власти постепенно приводит к притоку инвестиций. В начале 90-х многие наши клиенты открывали головные офисы в Ташкенте, особенно фарм- и ритейл-компании. Это было удобно. Позже многие из них перенесли свои офисы в Казахстан. Это произошло в том числе благодаря либеральному режиму у нас, который в ближайшем будущем очень серьезно может поменяться — к сожалению, не в лучшую сторону, — говорит он.
Резюмируя свои слова, Гайсин утверждает, что
для иностранных инвесторов ухудшение валютного законодательства Казахстана станет шагом для прекращения здесь своей деятельности
и фокусирования интересов в другой стране.
Между тем, Арман Байганов, экономист Astana Best Consulting Group считает мнение экспертов компании PwC нагнетанием обстановки. Он убежден, что усиление прозрачности в валютном законодательстве — необходимая мера. По его мнению, ужесточение связано в том числе и с усилением терроризма в мире.
— Сегодня многие государства проверяют происхождение входящих денежных потоков, чтоб исключить отмывание денег
В Казахстане тоже проверяют происхождение денег, и мы все больше приближаемся в этом вопросе к мировым стандартам. Если компания работает открыто, грядущих перемен ей бояться не стоит. И даже если иностранные компании немного напрягутся, ничего в этом страшного нет — в той же Европе, иностранная компания, прежде чем открыть филиал, должна пройти множество проверок, — говорит Байганов.
Но в то же время экономист подтверждает, что вводя новые процедуры в валютном урегулировании, государству важно не «перегнуть палку».
Сегодня наблюдаются упрощения в программе ГЧП (государственно-частного партнерства, — прим автора). Если раньше некоторые процедуры занимали полтора года, сегодня период значительно сократился: бюрократические проволочки уменьшились. В связи с этим программа ГЧП становится для инвесторов, в том числе и иностранных, интереснее. Хотя на начальном этапе после внедрения этой программы проектов было мало, — рассказывает он.
Байганов также подчеркивает, что
на сегодняшний день большинство иностранных компаний и так проводят свои сделки в тенге и лишь некоторые прописывают в договорах сделки в долларах
Принятие поправок в валютном законодательстве просто уравняет всех.
— Чтобы привлечь инвесторов в Казахстан, еще нужно сократить бюрократию
И в целом улучшать инвестиционный климат. Валютное регулирование, если будет осуществляться в понятной форме и с учетом опыта высокоразвитых стран, не отразится на инвесторах негативным образом. А прозрачность происхождения денег надо усиливать. Ведь Казахстан — не страна оффшоров! — заключает Байганов.