Нур-Султан
Сейчас
-2
Завтра
-8
USD
420
0.00
EUR
501
0.00
RUB
5.62
0.00

Летать авиарейсами в Казахстане все опаснее — Мусабаев

5542

https://365info.kz/2017/02/komitet-grazhdanskoj-aviatsii-kazahstana-okazalsya-v-tsentre-skandala/

Такие факты поднял сенатор в депутатском запросе на имя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева.

Талгат Мусабаев

Человеческие жертвы как последствия бесконтрольности

Сенатор заявил, что

в гражданской и других видах отечественной авиации сложилась самая настоящая критическая ситуация

И подтверждают это «произошедшие в последнее время авиационные происшествия с человеческими жертвами». Не говоря уже о мелких неполадках, в результате которых

авиалайнеры просто возвращались в точку вылета или старт вообще откладывался

Председатель комитета гражданской авиации ушел в отставку

— Анализ положения вещей указывает на устоявшуюся неэффективную систему обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов, — заявил Мусабаев.

Сенатор обратил внимание, что основные государственные функции – сертификация, контроль (надзор и инспекция) и расследование, обеспечивающие безопасность полетов,

не должны быть сосредоточены в одном ведомстве — о том же говорит и мировая практика

Потому что «при этом не обеспечивается объективность принимаемых мер и решений», а значит падает уровень безопасности полетов в стране.

Казахстан на 2-м месте в СНГ по числу аварий самолетов

— Если говорить о гражданской авиации, в Казахстане функции сертификации, надзора и контроля за безопасностью полетов

находятся в ведении одного ведомства – комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан,

— уточнил Мусабаев.

Вместо работы — очковтирательство

Таким образом, один и тот же орган (а по сути, одни и те же люди — особо подчеркнул сенатор) сначала сертифицирует, а затем сам же и проверяет собственную работу. Кроме всего прочего, это повышает коррупционные риски. Более того, вся работа, по словам Мусабаева, «привязана к личностям и зависит от отдельных конкретных чиновников КГА».

Антимонопольщики пошли против авиационных властей

А

если их почему-то нет на месте — ни один вопрос вообще не решается, что абсолютно недопустимо

— Это подтверждается скандалами, которые постоянно преследуют деятельность КГА на протяжении последних лет. Все вышесказанное ведет к снижению качества процедур сертификации и дальнейшего надзора – оставляются открытыми некоторые вопросы на этапе сертификации, затем, при осуществлении инспекционных проверок, они якобы выявляются и эксплуатантам воздушных судов указывается на их наличие и необходимость исправления (имеют место случаи коррупционных проявлений за сокрытие выявленных недостатков).

Таким образом, формируется видимость деятельности для оправдания своей необходимости,

— перечислил сенатор.

Невзирая на лица и числа

Мусабаев припомнил, что в 2010 году из КГА выделили расследования авиационных происшествий и инцидентов, которые отдали в отдельный департамент министерства. Что было, по его мнению, весьма разумно и оправдано. Теперь

пришла очередь разделения по ведомствам функций сертификации и надзора с контролем

— При этом имеет смысл объединить функции надзора и контроля с функцией расследования и создать отдельный государственный орган по надзору за безопасностью полетов и расследованию авиационных происшествий в составе правительства – Госавианадзор РК, — сказал он, ссылаясь в числе прочего на мнение авиаперевозчиков и «авторитетных авиаторов».

37 воздушных судов отстранено от полетов в Казахстане

Новый орган должен иметь право (подкрепленное возможностями) проводить расследования и инспекционные проверки, и если будут выявлены угрозы безопасности полетов, передавать в правоохранительные органы материалы на виновников.

Причем «независимо от права собственности на субъекты и объекты авиации»

— Например, в составе правительства бывшего Советского Союза имелась структура Госавианадзор, осуществлявшая надзор и расследование всех авиационных происшествий во всех государственных ведомствах, имевших воздушные суда

Премьер поручил проверить самолеты санавиации

(МГА, МО, КГБ, МВД, МАП и др.). При этом система надзора за безопасностью полетов и расследования авиационных происшествий в бывшем СССР,

по признанию мировых экспертов, считалась одной из самых эффективных и жестких в мире,

— сказал Мусабаев.

Пришло время жестких стандартов

Сейчас мировые лидеры давно изменили систему обеспечения безопасности полетов, сделав ее автоматизированной и лишенной личностного фактора. В современной западноевропейской системе (в гражданской авиации)

Топ-10 самых безопасных авиалиний в мире

вместо относительно лояльных стандартов JAR пришли новые, более жесткие, стандарты EASA,

отметил Мусабаев. А в США для надзора и расследования происшествий на транспорте (не только авиационном) есть самостоятельная структура NTSB, напрямую подчиняющаяся правительству.

— Таким образом, в Казахстане

назрела реальная необходимость создания и внедрения жесткой системы надзора за безопасностью полетов

и расследования авиационных происшествий по примеру исторического и мирового передового опыта, — резюмировал Мусабаев.

Авиакатастрофы в Казахстане, в которых погибли люди

  • 29 января 2013 года около 13-00 под Алматы при заходе на посадку в сложных метеоусловиях столкнулся с землей пассажирский Bombardier CRJ-200 авиакомпании «SCAT». Воздушное судно выполняло рейс «Кокшетау-Алматы». На борту находился 21 человек — 5 членов экипажа и 16 пассажиров, все погибли.
  • 20 января 2015 года в районе рудника Шатыркуль в Жамбылской области разбился Ан-2, в котором было 3 члена экипажа и 4 пассажира. Одна пассажирка выжила. Самолет принадлежал ТОО «Олимп ЭЙР» и вез людей из Балхаша на рудник. Катастрофа произошла из-за плохой погоды.
  • 27 июня 2016 года в Алматинской области близ села Береке совершил аварийную посадку самолет Ан-2, проводивший обработку полей. Воздушное судно принадлежало ТОО «Тамшыбулак». На борту находились два человека, один из них погиб.
  • 25 февраля 2017 в Восточно-Казахстанской области разбился частный вертолет SA341. Пассажир — депутат маслихата Аягозского района Айткали Акбаев — выжил. Пилот Петр Устинов погиб.
  • 27 июля 2017 года в 10 км севернее Жаркента в Алматинской области упал и загорелся Як-12 авиакомпании «Казавиа». На борту находились два человека: пилот Хамит Акбергенов, 1963 года рождения, и глава крестьянского хозяйства «Аршидинов» Масимжан Масимов, 1978 года рождения. Оба погибли.
  • 10 августа 2017 года под Алматы при выполнении учебно-тренировочного задания упал самолет Tecnam 2002, принадлежавший Академии гражданской авиации. Погибли пилот-инструктор Сергей Курченко и курсант академии Айдар Абишев.
  • 25 августа 2017 года в Балхашском районе Алматинской области упал двухместный МAULE М-7−260С, принадлежащий ТОО «Олжа Бастау». На борту находились два человека. Пилот — 63-летний Анатолий Меньшиков — погиб, пассажир (представитель владельца самолета) выжил, но получил множественные травмы. Как сообщали СМИ, «Олжа Бастау» не имеет сертификата эксплуатанта или свидетельства авиационных работ.
  • 3 октября 2017 Ан-28 санавиации упал и сгорел через 12 минут после взлета в 28 км от Алматы. В авиакатастрофе погибли 5 человек – трое членов экипажа, среди которых двое граждан Кыргызстана, и 2 профессора-медика из Алматы. Бортовой самописец был отправлен на экспертизу в международный авиационный комитет в Москву.
© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter