Подписание международного документа поспособствует тому, чтобы законодательство в Казахстане по части сексуальных преступлений начало работать эффективнее.
Казахстан присоединился к Документу ООН о приверженности искоренению сексуальной эксплуатации и насилия, сообщает пресс-служба МИД РК.
Документ был подписан постоянным представителем Казахстана при ООН Кайратом Умаровым 18 сентября в штаб-квартире Организации в Нью-Йорке, в рамках встречи высокого уровня, посвященной вопросам борьбы с сексуальной эксплуатацией и насилием.
Данный документ предусматривает
По мнению юриста Бахтияра Галимжанова, подписание подобных международных договоров несет в себе только положительные моменты.
— Как правило, такие международные договоры направлены на защиту прав граждан и обеспечение принципа законности. Какие именно результаты даст принятие этого документа, сложно сказать. В любом случае, я считаю, что в динамике это скажется положительно. Возможно, на уровне законодательства будут разработаны дополнительные механизмы для обеспечения защиты жертв сексуального насилия и предотвращению такого рода преступлений. Проблема эта весьма серьезная — о ней давно говорят. У нас принят закон о бытовом насилии. Но сегодня зачастую пострадавшие от сексуального насилия люди не защищены в должной мере. Да, им могут присудить компенсации по возмещению морального ущерба, но часто они не могут получить и этих незначительных сумм. Сексуальному насилию подвержены также люди в тюрьмах и психбольницах, — говорит юрист.
По его словам, для жертв сексуальных преступлений сегодня не хватает конкретных мер по реабилитации и восстановлению. А психологическое состояние таких людей катастрофически нуждается в корректировке.
— Эти люди, испытав сильный стресс, долго испытывают моральные страдания по поводу произошедшего. Они «раздавлены» и бессильны.
Некоторые женщины, подвергшиеся насилию сексуального характера, не могут впоследствии зачать детей
Некоторые не могут построить личную жизнь, выйти замуж, так как патологически боятся мужчин. Чтобы помочь таким людям преодолеть психологические травмы, должны создаваться психологически-правовые центры, где будет оказываться правовая и психологическая помощь жертвам насилия. На сегодняшний день подобные организации существуют, но как правило, это общественные объединения. На мой взгляд, такие центры нужно создавать еще на базе государственных органов, — отмечает он.
Шесть демонов, с которыми сталкивается избитая женщина в Казахстане
Сегодня в Казахстане сексуальные преступления нередко остаются безнаказанными. Этому, по словам Бахтияра Галимжанова, благоприятствуют сложившиеся морально-нравственные традиции.
— У нас есть такое понятие, как «уят» или стыд. В традиционных семьях, особенно в аулах, если и случается насилие, стараются о случившемся не рассказывать
— Женщины в таких случаях считают себя виноватыми, хотя зачастую никакой их вины в этом нет
Но они не пишут заявление, а если нет заявления, то и правоохранительные органы ничего не могут предпринять. С насилием в семьях дела обстоят аналогично: супруга, над которой издевается муж, если и пишет заявление, впоследствии забирает его назад, — отмечает юрист.
Галимжанов предполагает, что в дальнейшем уголовная ответственность в отношении лиц, совершивших сексуальное насилие, будет ужесточаться.
— Я это полностью поддерживаю. В развитых странах за изнасилование предусмотрено довольно суровое наказание. У нас эти преступления расцениваются как «средней тяжести», а там их обозначают как «тяжкие» и «особо тяжкие». Кроме того, я считаю, что
жертвам насилия должны быть увеличены суммы выплат за причиненный моральный ущерб,
тем самым возрастет порог ответственности за содеянное, — отмечает юрист.
По словам Галимжанова, несмотря на то что Казахстан позиционирует себя как правовое государство, в силу того, что оно пока молодое, в некоторых моментах есть отставание в законодательстве. И в то же время за 26 лет независимости, по его наблюдениям, сделано немало.
— Мы развиваемся. И помимо подписания международных документов, положительные сдвиги нам дает заимствование лучшей зарубежной практики из законодательств развитых стран. То, что наше государство проявляет волю в подписании международных правовых договоров, это очень хорошо. И хотя пока на практике не все удается реализовать, уверен, что все у нас еще впереди! — заключает юрист.