В Алматы запущен пилотный проект по внедрению программного обеспечения (ПО), распознающего карманников по биометрическим позициям.
Что представляет собою данное новшество и как оно будет работать, ИАП 365info.kz рассказала официальный представитель ДВД Алматы Салтанат Азирбек.
По ее словам, этот масштабный проект вынашивался с начала 2017 года. Но для того чтобы он заработал на практике, необходимо было привлечь нужных специалистов в сфере IT-технологий. В итоге было предложено и рассмотрено несколько вариантов подобного ПО, что позволило выбрать наиболее эффективный из них.
Полиция Алматы ищет карманников с помощью WhatsApp
— Можно сказать, что мы с начала года тестировали общественный транспорт, используя то один, то другой вариант, – говорит Салтанат Азирбек. – Последний из них мы тестируем уже на протяжении двух недель. Сейчас проектом охвачено несколько автобусов городских маршрутов (которые постоянно меняются), и уже есть положительный результат. В течение этого времени
задержано 25 серийных воров-карманников, причем большая часть из них с поличным
При этом моя собеседница отметила, что тестируемый сейчас вариант не окончательный. Пока полицейские лишь пытаются выявить и устранить все изъяны и недоработки. Для этого они находятся в тесном контакте с соответствующими техническими специалистами. Со временем эта система будет совершенствоваться, а потому говорить о ее официальной презентации преждевременно. Но в будущем этим ПО планируется снабдить все городские автобусы и троллейбусы.
Как отметила Салтанат Азирбек, принцип работы ПО довольно прост. Человек заходит в салон автобуса или троллейбуса, и уже на входе программа считывает его малейшее сходство по биометрическим данным с преступниками, когда-либо привлекавшимися за имущественные преступления и состоящими на специальном полицейском учете как лица, склонные к совершению краж.
Полицейские ловят карманников с поличным в автобусах Алматы
При этом анализируется форма носа, вырез глаз, морщины и так далее. Всего у человека на лице есть около 100 биометрических точек, по которым определяется его образ. Так что
прикрыв лицо шарфом или кепкой, обмануть видеокамеру не удастся
Это уже проверено на практике.
Программа интегрирована с гаджетами оперативных сотрудников Управления криминальной полиции (УКП) ДВД Алматы. Обнаружив малейшее сходство пассажира с преступником, она сразу передает им сигнал. Группы оперативников рассредоточены по всему городу,
при получении сигнала ближайшая из них сразу направляется к данному автобусу и блокируют ему дорогу
— Так, например, на днях ими был получен сигнал, что по улице Алтынсарина в северном направлении следует автобус такого-то маршрута, – рассказывает Салтанат Азирбек. – Наши сотрудники проследовали за этим автобусом и отследили, как из него выходит подозреваемое лицо. Когда мужчину задержали и проверили, в его карманах обнаружили чужое портмоне и телефон. То есть он сразу двух человек успел обокрасть.
Конечно внедрение и использование этой системы на практике вызывает немало вопросов. Например, не перепутает ли электроника обычного законопослушного пассажира с карманником? Распознает ли бывшего вора, давно «завязавшего» с криминалом и просто решившего прокатиться в автобусе? Да и хватит ли в городе оперативников, чтобы следить за каждым автобусом и троллейбусом?
Пассажиры автобуса в Алматы задержали карманников
— У этого ПО достаточно хорошие технические возможности, чтобы не допускать подобных ошибок. Но если даже предположить, что видеокамера ошибется, перепутав обычного пассажира с вором, то полицейским достаточно проверить у него удостоверение личности, чтобы убедиться в его невиновности, – говорит Салтанат Азирбек. – А если это будет ранее судимый, но законопослушный гражданин, бояться ему нечего. Его просто досмотрят и отпустят. Ведь полицейские имеют полное право остановить его для проверки. Хотя
практика показывает, что все воры, которые промышляют в автобусах, были ранее судимы именно за этот вид преступления
и на путь исправления не встали. В общем, это новшество ни в коем случае не нацелено на то, чтобы нарушать конституционные права граждан. Но как-то же надо бороться с кражами. Особенно если учесть, что они составляют 71% от общего количества совершенных преступлений.
Что касается третьего вопроса, то по словам мой собеседницы,
со временем помимо оперативников к проекту предполагается подключить и сотрудников дорожно-патрульной полиции
То есть в ЦОУ будет выведена полная электронная карта города и посредством сигнала GPS в реальном времени будет отслеживаться, где в данный момент находится тот или иной автобус. При поступлении сигнала о воре в салоне ему на перехват будет сразу направляться ближайший патрульный экипаж.