Казахстан второй год подряд теряет позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности. По мнению Всемирного экономического форума (ВЭФ), республика в 2017 году занимает 57 место среди всех стран мира, что на 4 строчки ниже, чем год назад. Среди главных проблем Казахстана – коррупция и доступ к финансированию.
Всемирный экономический форум – это неправительственная организация, членами которой являются более 1000 крупнейших компаний. ВЭФ является организатором ежегодного форума в Давосе – одном из главных экономических событий в мире. Участие в этой встрече принимают главы государств, руководители компаний, ведущие мировые эксперты. Форум предоставляет возможность встретиться и обсудить в неформальной обстановке многие ключевые для мировой экономики вопросы, установить новые деловые контакты, провести неофициальные встречи «с глазу на глаз» и «без галстуков».
Помимо этого, ВЭФ ежегодно составляет отчет о глобальной конкурентоспособности, в котором оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан. Для этого используется более 100 индикаторов, которые объединены в 12 категорий. Эти категории входят в одну из трех групп: «Базовые требования», «Усилители эффективности» и «Инновации и уровень развития бизнеса». Максимально возможный индекс конкурентоспособности – 7, но он практически недостижим: у Швейцарии, лидера последних лет, в этот раз он составляет 5,86.
У Казахстана показатель ниже – 4,35. В 2016 году он равнялся 4,41. Снижение ряда показателей отразилось на общем положении республики в рейтинге:
с 53 места (среди 138 стран) республика опустилась на 57 (среди 137). Нынешний результат – худший за последние как минимум 6 лет
А ведь еще в 2015 году Казахстан был на 42 строчке.
Помимо составления рейтинга, ВЭФ просит оценить наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса. Каждый опрошенный должен выбрать 5 основных причин и распределить их по степени проблематичности. После этого составляется сводный рейтинг, который и показывает слабые стороны страны с точки зрения мирового финансового сообщества.
Главная проблема в Казахстане – это доступ к финансированию. На втором месте – коррупция. Эти два фактора лидируют с ощутимым отрывом, что говорит о том, что по мнению экспертов, проблемы достаточно запущены. На третьем месте – недостаточное образование рабочих. К слову, это не единственная претензия к организации рабочего труда в республике:
на седьмом месте рейтинга – плохая рабочая этика
Однако все же большинство вопросов у экспертов возникает к государству.
На четвертом месте указана инфляция — причина, мешающая бизнесу, на пятом – налоговые правила
Далее следуют неэффективная государственная бюрократия и налоговые ставки. По данным ВЭФ, меньше всего проблем у бизнеса со здравоохранением и ограничительными трудовыми нормами.
Проблема коррупции типична для многих стран постсоветского пространства. Эксперты назвали ее главной для ведения бизнеса в Молдове, Кыргызстане (на втором месте в этих странах – политическая нестабильность), России (наряду с налоговыми ставками), а на Украине эта проблема по актуальности уступает только инфляции. С другой стороны, в списке проблем в Таджикистане и Азербайджане коррупция идет лишь на 7 месте (в первой стране наиболее проблемные вопросы – это валютные правила и инфляция, во второй – валютные правила и доступ к финансам). В Армении эта проблема на четвертом месте.
Негативные факторы напрямую сказываются на конкурентоспособности казахстанских компаний. В 2016 году ВЭФ ставил Казахстан в этой категории на 97 место в мире с индексом 3,6 (при максимальных 7). Год спустя республика опустилась на 11 позиций, хотя и смогла сохранить общий рейтинг. При этом Казахстан стал хуже по каждому из 9 индикаторов.
У ВЭФ не вызывают доверие казахстанские поставщики. Судя по итоговому месту, эксперты слабо оценивают и их качество (102 место в мире, -5 позиций), и количество (114 место, — 1 позиция). Вместе со снижением рейтинговой позиции Казахстан потерял и индексы: с 4 до 3,9 по обоим пунктам.
Хуже всего ситуация с уровнем развития кластеров – 126 место среди 137 стран при сохранении индекса 3. Это свидетельствует о взгляде со стороны на эффективность, например, программы развития городов, одна из задач которой – формирование производственных кластеров вокруг градообразующих предприятий.
Ухудшились дела и с экспортом: по уровню добавленной стоимости Казахстан идет на 16-м месте с конца, по контролю за международной дистрибуцией едва не вылетел из первой сотни, потеряв за год сразу 20 позиций. В обоих случаях значительно снижен и индекс: с 3,3 до 3,1 и с 3,5 до 3,2 соответственно.
Недостаточное развитие обрабатывающей промышленности отражено в снижении индекса сложности производственных процессов — с 3,8 до 3,6, что привело к потере 12 позиций в мировом рейтинге – теперь Казахстан идет по этому показателю на 82 месте.
Лучше всего в вопросе конкурентоспособности компаний международные эксперты оценивают возможность делегирования полномочий – 72 место в мире с потерей 18 позиций за год.
Показатели некоторых стран постсоветского пространства:
В начале года Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном послании в очередной раз призвал развивать научный потенциал Казахстана: республика должна войти в число ведущих инновационных стран мира, использующих во всех сферах экономики только самые передовые технологии. Чиновники различного уровня время от времени отчитываются о продвижениях в данном направлении. Но международные эксперты прогресса не видят: за год по своему инновационному потенциалу Казахстан снизился с 59 на 84 место в мире с общим индексом 3,2.
В первую очередь обращает на себя внимание то, как резко ВЭФ изменил свое мнение относительно роли бизнеса. По затратам на проведение исследований Казахстан потерял 34 позиции, заняв место в конце первой сотни (со снижением индекса с 3,4 до 3). По сотрудничеству с университетами падение не столь значительное – 9 позиций. Впрочем,
заметно изменилась и оценка качества научных институтов – по этому показателю Казахстан, по оценке ВЭФ, занимает 78 место в мире
Единственный показатель, который был улучшен – это количество патентных заявок. По оценке экспертов, объем составляет 1,3 заявки на миллион человек. Этого достаточно, чтобы занять 68 место в мире.
Показатели некоторых стран постсоветского пространства:
Продолжение следует