По словам предпринимателя из Сингапура Бенни Нг, он очень привязан к Казахстану и к местным людям, но в стране усложнены процедуры, которые могли бы быть намного проще. Хаотичный документооборот или пассивность людей — что мешает развитию Казахстана?
— Расскажите о себе: где вы родились, чем занимались до переезда?
— Родился и вырос в Сингапуре. Но в связи с тем, что моя мама малазийка, моё детство прошло в двух странах – в Малайзии и Сингапуре. Получив образование военного инженера, 10 лет своей жизни я посвятил Сингапурскому флоту. После работал менеджером здания в одной из местных компаний по управлению недвижимостью. Но мне хотелось развиваться дальше. Так я стал инженером в компании стеклопластиковых труб. Затем меня «схантили» на должность инженера по продажам систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для грузовых судов. Вскоре я понял, что имею хорошие навыки по продажам, тогда решил присоединиться к индустрии недвижимости. Там я занимался разработкой проектов и со временем стал работать уже с клиентами и банками высокого уровня. А в 2016 году я вместе с семьей решил переехать в Казахстан.
— Чем вы занимаетесь здесь?
— Я учредитель казахстанской компании, предоставляющей консультационные услуги по инвестиционным проектам и международному сотрудничеству. Принимаю участие в корпоративном развитии и бизнес-планировании компаний, а также помогаю им удовлетворить требования инвесторов.
— Как вы оцениваете инвестиционный климат в Казахстане?
— Он очень интересный, но в то же время непростой. Крайне сложно игнорировать инвестиционный потенциал Казахстана, учитывая, что это молодая страна с большими человеческими и минеральными ресурсами, территорией и выгодным расположением между двумя весомыми игроками на мировой арене и господдержкой, нацеленной на иностранных инвесторов. Но несмотря на это, многие инвесторы уходят из-за усложненных бюрократических процессов и коррупции. Вместе с этим здесь еще незрелая деловая среда, а это означает, что правительство и предприниматели не знают, как управлять и внедрять международные стандарты.
— Должен ли человек подготовиться к переезду, или это импульсивное решение? Как было в вашем случае?
— Желательно перед любым переездом хорошо все взвесить. Он не должен диктоваться только одним желанием, целью и готовностью к акклиматизации, нужно учитывать потенциал заработка и обеспеченность ресурсами. Лично мой переезд был обусловлен детскими мечтами об изучении Великого шелкового пути, а также экономическим развитием Казахстана. Я понимаю, что мне никогда не стать казахом, но это не мешает учиться жить так, как местные.
Я уже привык к идее водки на бизнес-встречах, также теперь могу пить кумыс
— Какие самые большие различия между Казахстаном и Сингапуром?
— Менталитет и надежда на будущее. В Сингапуре мы постоянно в движении. Независимо от того, нужно ли спешить на работу или встречаться с семьей, мы активные. Наше расписание подразумевает высокую активность.
Если вы спросите рядового сингапурца о том, как он мечтает провести свободное время, он ответит, что выделил бы его для сна
Потому что порой нам не хватает времени даже поспать. Мы всегда вынуждены работать для семьи и для нашего будущего. Мы пожинаем плоды своего трудолюбия и у нас есть четкое виденье как будущего своей семьи, так и своей страны.
В Казахстане ритм жизни совсем другой. В выходные люди отдыхают и расслабляются. Семьи едут в горы на пикник, спят на траве. В Алматы видеть отдыхающие семьи под деревьями — это нормально. При этом, когда я спрашиваю местных о будущем, большинство мечтают покинуть страну. Многие хотят жить лучше за пределами Казахстана. Это очень печально.
— Наши политики часто говорят, что Казахстан должен развиваться на примере Сингапура. Как вы считаете, это реально?
— Да, я слышал об этом. Мы часто обсуждали это с казахскими дипломатами еще в Сингапуре. Во многом это имеет смысл. У наших стран есть что-то схожее. Также как и Казахстан, Сингапур зажат между крупными государствами, но в то же время обе страны расположены в стратегическом центре деятельности своих регионов. Вот только Казахстан обладает огромными природными ресурсами и совсем другой историей. Если Сингапуру приходилось выживать без каких-либо значительных ресурсов, то Казахстан после развала Советского Союза взлетел благодаря наличию огромных ресурсов.
На мой взгляд,
казахстанцам не хватает стремления, чтобы подтолкнуть свою страну на тот уровень, на котором она должна быть. Они привыкли жить на готовом
Если вы посмотрите на прилавки магазинов, заметите, что большая часть продукции привезена из других стран. Отечественных производителей очень мало, хотя они есть.
Приведу пример на своем личном опыте. Почему в миграционных службах настолько все усложнено? Вы не поверите, но я 15 раз ходил туда, чтобы оформить визу на 3 месяца. 15! Сначала отправляют в одно место, затем нужно ехать в другой конец города, где мне говорят, что не хватает еще документов. Почему нет единого центра и доступного для всех перечня необходимых документов? Если честно, то после такого пропадает все желание делать что-либо.
И все-таки я очень люблю Казахстан, поэтому глубоко верю в то, что
если здесь будут эффективно использоваться все ресурсы, продолжаться динамика развития высокообразованного населения и внедрятся стратегическое планирование, то вполне реально, что он станет такой же развитой страной, как Сингапур
— Чувствовали ли вы когда-нибудь себя чужим в Казахстане?
— Как ни странно, но нет. Я чувствую себя очень комфортно и дома в Казахстане. Он напоминает мне Сингапур 70-х и 80-х годов. Во многих отношениях я нахожу небольшие отголоски своих детских воспоминаний, которые эхом отдаются на улицах Алматы. Плюс ко всему, в наших культурах много общего, включая даже продукты. Как ни крути, мы все азиаты.
— Трудно найти работу/жилье здесь?
— Да, здесь трудно найти работу и хорошее жилье. Деловая среда Казахстана еще развивается. Требования к соискателю основаны на сертификатах, а не на опыте и профессионализме.
Иногда даже высококлассный специалист-иностранец не может найти здесь работу из-за правительственных или корпоративных требований
Например, специалисту с большим опытом преподавания в сфере бизнес-исследований, не имея ученой степени, нет возможности работать в университете из-за государственных бюрократических требований и недопонимания университета реальной бизнес-сферы. Даже при необходимой квалификации трудоустройство может занять месяцы.
Что касается жилья, на мой взгляд, численность новых жилищных проектов не удовлетворяет растущее население Алматы. Но
самое печальное — это качество домов. По моим наблюдениям, за последний год цены на жилье по аренде и продаже упали, качество ухудшилось
— Уезжая из Сингапура, с чем было тяжелее всего расставаться?
— Самое трудное было покидать ту зону комфорта и рациональности, которая присутствует в Сингапуре. Поверьте, там без проблем можно найти, где перекусить 24 часа в сутки, при этом у нас есть кухни всего мира. Сингапурцы помешаны на еде, мы все очень любим хорошо покушать. Даже если вы откроете наших блогеров, большая часть видео будет связана с едой.
Также у нас удобная для каждого транспортная система, благодаря которой можно все объехать без проблем. Вы можете обойти весь остров, не нуждаясь в наличных деньгах – кредитная карта используется везде, начиная с прокатов велосипеда, покупки еды и заканчивая оплатой такси. Я настолько избалован всеми этими удобствами, что до сих пор ворчу в Алматы.
«Человеческий фактор в Алматы гораздо лучше, чем в Москве» — понаехавшая
— Планируете ли вы вернуться на родину?
— В планах остаться в Казахстане еще как минимум на 15 лет. Моя жена казашка, поэтому
я хочу, чтобы мои дети выросли в Казахстане
Нам важно, чтобы они знали культуру матери, прежде чем планировать их будущее в Сингапуре. Помимо этого, понадобится несколько лет для того, чтобы моя казахстанская компания была стабильна и развивалась без моего активного участия.