Иностранцам, путешествующим на грузовике по Центральной Азии, понравились казахстанские дороги, но разочаровала еда и обслуживание в ресторане.
Марк Доусон вот уже 10 лет организовывает туры по разным странам на специально оборудованном грузовике. Среди желающих путешествовать таким образом — туристы из Австралии, Америки, Новой Зеландии и стран Европы. А маршрут вдоль Шелкового пути все больше и больше набирает популярность.
— Марк, расскажите, как возникла идея возить туристов на грузовике?
— Я являюсь непосредственно сотрудником компании, занимающейся организацией таких вот туров в грузовиках. И нам недавно исполнилось 20 лет! За эти годы компания разрослась и расширила туристические направления. Если изначально свои туры она начала организовывать в Африке, то сегодня они уже есть в Южной Америке и Центральной Азии. У нас есть веб-сайт, все желающие путешествовать выходят на нас через него. Людей интересует культура, религия, природа и ландшафты этих стран.
Это мой второй визит в Казахстан: до этого я был там тремя месяцами ранее, когда организовывал первый свой тур в этом регионе. Тогда он стартовал в Стамбуле и проходил через
В нынешнем туре мы едем в обратном порядке — из Бишкека, в нем принимают участие 22 туриста из разных стран. В столицу Кыргызстана они прилетели на самолете, финишировать мы будем уже в Стамбуле. И если первый тур длился 15 недель, то второй чуть меньше — 12, и он уже не включает посещение Китая.
Вообще, сама такая идея сухопутных поездок зародилась в Африке 50 лет назад, но
сегодня именно путешествия по Азии, по маршруту Великого шелкового пути, все больше привлекают западных путешественников
— Какие впечатления от пребывания в Казахстане? Возникали ли здесь у вас сложности?
— Хотя в Казахстан я приезжаю уже во второй раз, но в Алматы впервые. И надо сказать, нахожусь под приятным впечатлением от города. А вообще, если брать в целом, проблем у нас здесь не возникало.
Пересечение казахстанских границ происходит без проблем, в отличии, например, от узбекистанских. Пограничники всегда очень доброжелательные, всегда желают нам счастливого пути
Полицейские тоже были приветливы — с ними у нас не было никаких проблем. Когда они видели, что мы иностранные туристы, желали счастливого пути.
Преимуществом для большинства моих туристов является безвизовый режим, введенный Казахстаном для стран, гражданами которых они являются
Это постановление казахстанского правительства действует до конца 2017 года и пока значительно облегчает мою жизнь (смеется). В общей сложности мы проезжаем порядка 20 тысяч километров. Иногда туристы устают от длительной дороги, но потом, когда видят живописные пейзажи, понимают, что это того стоило.
— А что можете сказать о казахстанских дорогах?
— Дороги в Казахстане замечательные!
В Узбекистане и Туркменистане дороги значительно хуже. Выезжаешь из Ашхабада и тут же ощущаешь разницу не в лучшую сторону
Конечно, я не могу оценить дороги во всем Казахстане, но на том небольшом отрезке пути, который проходит через эту страну, мне дороги нравятся.
— А какой маршрут у вас в Казахстане?
— Для начала мы пробудем пару дней в Алматы, затем отправимся в Аксу. Там удивительной красоты природа. Некоторые наши туристы-фотографы делали уникальные снимки редких птиц, которые останавливаются там при перелете. Да и Алматы несравненный город: редко где еще в мире вы можете наблюдать столь живописные горы с террасы хостела. Конечно, в Кыргызстане тоже красивые горы, но здесь они просто великолепные! Приехав в Алматы, я первым делом отправился на Кок-тобе полюбоваться ночным городом. Поражают огромные вспаханные поля, простирающиеся вдоль дороги. И я подметил, что фермерское хозяйство в стране более развито, чем в других странах. Периодически в пути мы делаем остановки, ставим тент, при плохой погоде разбиваем палатки и готовим на свежем воздухе — для этого в грузовике есть специальное оборудование.
Интересно, что туристы, в отличие от организатора поездки, не всегда были столь восторженны, хотя в целом настроены позитивно.
Ричард де Нул (Бельгия):
— Основная причина, по которой я решил принять участие в этом туре — желание посетить страны Центральной Азии, в которых никогда не был. Во время такого рода путешествий можно познакомиться со множеством интересных людей и почувствовать себя более свободным. Люди мне здесь очень нравятся — весьма доброжелательные и открытые.
Но есть и негативные моменты. Например, меня очень разочаровал вчерашний ужин в турецком ресторане в здании нашего хостела.
Я заметил, как официант уронил еду, но тут же ее поднял, положил обратно в тарелку и отдал посетителю
Мы были обескуражены таким обслуживанием, а одна наша туристка отправилась на кухню пожаловаться. И что вы думаете? На кухне было очень грязно! Потом мы взяли счет, в котором пиво нам посчитали по 800 тенге за кружку, хотя в меню вообще не была указана его цена. В общем, мы были разочарованы.
Тони Харрисон (Англия):
— Казахстанцы очень дружелюбны. Не считая конечно тех ребят, кто обслуживал вчера нас в ресторане на ужине. Алматы — современный город.
Сравнивая с Бишкеком, откуда начался наш тур, я должен отметить, что в архитектуре алматинских строений больше отражен дух современности
Ну и конечно, у нас в Англии нет столь прекрасных гор, вид которых завораживает. Я объездил полмира, мне есть с чем сравнить — нигде не встречал такого! Я выбрал путешествие на грузовике, так как это позволяет больше погрузиться в среду той страны, в которой пребываешь. И это интереснее. Тем более, когда путешествуешь в группе, обретаешь возможность встретить людей со схожими интересами и увлечениями, есть, о чем поговорить. Это отличный способ для путешествий!