Соответствующий законопроект уже разработан и скоро будет рассматриваться в мажилисе. Авторы предполагают, что именно этот пункт вызовет самые ожесточенные споры в обществе.
Религиозная сфера — одна из самых проблемных «общественных зон» в Казахстане. Естественно, государство предприняло ряд попыток как-то ее регулировать. Например, авторы нового проекта предлагают обратить внимание на «участие государственных служащих в религиозных организациях» и вплотную заняться борьбой с «деструктивными течениями».
Об этом говорится в статье, опубликованной на портале Информационно-аналитический центр.
Проект нового закона, регулирующего религиозную сферу Казахстана, представило 18 августа Министерство по делам религий и гражданского общества Казахстана в ходе заседания по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений.
Главным модератором на встрече с руководством Духовного управления мусульман Казахстана, имамами, представителями фонда «Уақып», учеными-религиоведами стал вице-министр по делам религий Берик Арын. Однако его выступление ограничилось общими фразами, которые свелись к стандартной бюрократической констатации – новый закон является результатом выполнения государственной программы, он
гарантирует права всех религий на территории Казахстана, но при этом законодательно расширяет возможности для борьбы с любыми проявлениями экстремизма
Исламским государством Казахстану не бывать — Ермекбаев
Основную миссию по презентации базовых положений закона принял на себя руководитель Управления религиоведческой экспертизы Комитета по делам религий Балгабек Мырзаев. Суть его высказываний сводилась к тому, что разработка нового закона шла с активным привлечением экспертов, духовных лиц и общественности, а большинство высказанных замечаний по первоначальным предложениям разработчиков были учтены. Акцент «на общественное одобрение» документа очевидно был сделан неслучайно. Чиновникам Министерства по делам религий и гражданского общества РК
исключительно важно обеспечить позитивный информационный фон
вокруг закона, который будет регламентировать одну из самых проблемных «общественных зон» Казахстана. По первому впечатлению, эта задача оказалась выполненной.
Основные нормы, предложенные авторами документа, едва ли вызовут кардинальное неприятие со стороны общественников и религиозных институтов. Согласно закону, на территории Казахстана будут вводиться нормы, регулирующие:
Тема регулирования всей модели получения религиозного образования на протяжении последних нескольких месяцев активно обсуждалась в местных СМИ, большинство новаций были озвучены в программном интервью министра по делам религий Нурлана Ермекбаева. Министерство, судя по всему, проанализировало «информационный шум» вокруг этой темы и внесло необходимые коррективы с тем, чтобы столь тонкий вопрос не вызвал резко негативной реакции.
Еще в июле 2017 года в местных СМИ появилась информация, что в новом законе допускается получение духовного образования в иностранных государствах
только после получения высшего религиозного образования на уровне бакалавриата в Казахстане
и только по направлению зарегистрированных религиозных объединений.
Для желающих обучаться на магистратуре и докторантуре подобных ограничений не предусматривается: исключение могут составить случаи, когда у религиозного объединения отсутствует образовательное учреждение в Казахстане. Предполагается, что ужесточение контроля на первоначальной стадии образовательного процесса в религиозной сфере позволит «отсечь» негативное влияние «чуждых» взглядов на ислам или любую другую религию.
Кто поставляет террористов в Центральную Азию?
Новый закон также предусматривает запрет на ношение одежды экстремистских и террористических группировок, рекламу и пропаганду экстремистских вероучений,
запрет на ношение одежды, скрывающей лицо, в общественных местах
Очевидно, речь идет о парандже и никабе.
Можно предположить, что именно этот аспект нового закона вызовет наиболее острое обсуждение, о чем уже можно сделать вывод из полемики, развернувшейся в социальных сетях.
Станет ли Казахстан исламским государством?
Впрочем, в интервью, уже упомянутом выше, Нурлан Ермекбаев расставил все необходимые акценты и подвел под это решение необходимую «базу» — «…люди, которые носят такую одежду, тем самым демонстрируют несогласие с теми принципами и духовными ценностями, которые исторически сложились у нас в обществе.
То есть они оказывают негативное влияние на других, вызывают раздражение и недовольство большинства граждан»
Пожалуй, это самая мудрая для чиновников линия поведения в данном вопросе – все принимаемые решения диктуются общественной реакцией и общественной необходимостью. Нужно признать, что в этой оценке уважаемый министр не покривил душой.