Аманжол Мухамедьяров, Асель Токаева и Ерлан Газымжанов спасли своих подзащитных от тюремных сроков, но сами попали под действие Уголовного кодекса.
В июне 2017 года четверо молодых людей — Алибек Абдрахманов, Акмарал Шамгалиева, Ержан и Аскар Бримжановы — получили внушительные сроки за мошенничество. Они проводили дорогостоящий ремонт в элитной квартире Айсултана Назарбаева в жилом комплексе «Хайвилл». Все работы проводились через договоры между двумя юридическими лицами — фирмой Айсултана ТОО «Хозу АN» и ТОО «Строй Сити КЗ». Общая сумма заказа составила 287 млн тенге. Молодых людей обвинили в том, что они провели некачественный ремонт по завышенным в 3-5 раз ценам.
Братьев Бримжановых в суде защищали адвокаты Аманжол Мухамедьяров и Асель Токаева, а Ерлан Газымжанов представлял интересы Акмарал Шамгалиевой. Приговором судьи Алматинского районного суда Астаны Гулжахан Убашевой все четверо подсудимых были признаны виновными в мошенничестве и получили реальные сроки лишения свободы.
Именно
в процессе этого судебного разбирательства между тремя адвокатами и судьей Убашевой возник серьезный конфликт,
который теперь грозит закончиться уголовным делом против адвокатов. Адвокаты утверждают, что на протяжении всего процесса судья грубо вела себя по отношению к защите подсудимых — постоянно их прерывала, повышала на них голос, а под занавес разбирательства и вовсе стала назначать заседания ежедневно. На просьбы адвокатов перенести заседания из-за зарубежной командировки на международную конференцию судья ответила отказом, а подсудимым вместо уехавших адвокатов назначила дежурных.
Тогда все трое защитников написали на судью жалобу в комиссию по судейской этике.
«С момента начала судебного заседания на всем его протяжении судьей Убашевой Г. Е. грубо нарушаются требования, предъявляемые к судьям в соответствии с Кодексом судейской этики…», — написал в своей жалобе Аманжол Мухамедьяров. — «Так, в ходе судебного процесса судья Убашева Г. Е. постоянно в грубой форме, с возмущением и явным недовольством обращается к участникам уголовного процесса, конкретно — к адвокатам стороны защиты.
В ходе допроса свидетелей по делу судья Убашева Г. Е. перебивает адвокатов, начинает укорять в том, что они затягивают процедуру допроса, ставит под сомнением правильность поставленных перед свидетелями вопросов…
На мой вопрос, почему суд не дает стороне защиты больше времени для подготовки к следующим судебным заседаниям, для чего суд стремится такими быстрыми темпами рассмотреть уголовное дело, судья Убашева Г. Е. возмутилась, начала выражать возмущение, на что я ответил тем, что воспользуюсь своим правом подачи жалобы на судью по факту нарушения требований судейской этики, на что получил прямую угрозу от судьи Убашевой Г. Е. о вынесении в отношении меня частного постановления».
У Асель Токаевой суть жалобы была идентичной.
«Желание судьи рассмотреть уголовное дело при любых обстоятельствах влечет нарушение прав подсудимых и в очередной раз заставляет сомневаться в объективности и независимости рассмотрения уголовного дела», — написала адвокат. — «Так, при составлении графика рассмотрения уголовного дела наперед, на ближайшие 4 судебные заседания судом было оглашено заявленное мной 1 июня 2017 года письменное ходатайство с просьбой не назначать судебные заседания 8 и 9 июня 2017 года в связи с заграничной командировкой по поводу участия в научно-практической конференции. Приложены копии авиабилетов.
Тем не менее, председательствующий судья Убашева Г. Е., несмотря на полученное заявление и уважительную причину, стала говорить, что судебное заседание в любом случае состоится, будет приглашен дежурный адвокат»
Адвокат Ерлан Газымжанов также в своей жалобе указал на то, что судья Убашева отказалась перенести заседания, несмотря на его просьбы из-за другого судебного процесса, назначенного ранее в другом суде.
«Судья Убашева Г. Е. знает, что я не могу повторно не явиться на судебное заседание в Сарыаркинский суд № 2 по делу Сагындыкова и одновременно не могу пропустить судебное заседание в Алматинском суде № 2 по делу Шамгалиевой, так как это дело подошло к стадии прений сторон, и замена адвоката на этой стадии отрицательно скажется на защите Шамгалиевой А. А.», — написал адвокат.
Все трое попросили комиссию по судейской этике привлечь судью к дисциплинарной ответственности. И всем троим было отказано в связи с тем, что
комиссия не нашла в действиях судьи факта совершения порочащего проступка
22 июня 2017 года, в день оглашения приговора подсудимым, судья Убашева вынесла частные постановления и в адрес их защитников Мухамедьярова, Токаевой и Газымжанова. Министру юстиции судом поручено разобраться в проявлении неуважения к суду и привлечь адвокатов к ответственности, а МВД — провести проверку на наличие в действиях адвокатов признаков уголовного правонарушения по статье 407 УК РК (воспрепятствование осуществлению правосудия). Досудебное расследование началось, адвокаты уже были допрошены.
Но 21 июля
случилось невероятное — апелляционная инстанция суда Астаны отменила обвинительный приговор, вынесенный судьей Убашевой и оправдала всех четверых осужденных людей
Суд признал взаимоотношения между ними и заказчиком ремонтных работ Айсултаном Назарбаевым гражданско-правовыми отношениями. Все были освобождены из-под стражи в зале суда, хотя за время следствия и разбирательства успели просидеть в застенках по несколько месяцев.
Эта же апелляционная коллегия рассмотрела и частные постановления судьи Убашевой в отношении адвокатов. И… признала их законными! Теперь у адвокатов вариантов защиты осталось немного — попытаться обжаловать «частники» Убашевой в Верховном суде, ну а в уголовном деле против за воспрепятствование правосудию они надеются, что в их действиях не будет обнаружено признаков уголовного правонарушения. Тем более, что активная защита подсудимых и конфликт с судом не помешали Убашевой вынести свой приговор.
— Мы дали показания органу дознания. Я думаю, что будет принято разумное решение о прекращении досудебного расследования в связи с отсутствием состава преступления, — прокомментировал ситуацию адвокат Мухамедьяров. — Мы использовали законную процедуру по подаче жалоб на судью в комиссию по судейской этике. Но нас даже не вызвали при их рассмотрении. Поэтому у меня нет даже уверенности в том, что они были надлежащим образом рассмотрены.
Нам просто дали короткую отписку, что наши доводы не подтвердились, и протокольным решением комиссии нам отказано. И все. А само это протокольное решение нам не дали. То есть отказ без обоснования причин
Мы потом подали жалобы в судебное жюри Верховного суда, а нам говорят, что ранее уже нам было отказано, не будут рассматривать. Нас, конечно же, удивила позиция апелляционной коллегии, которая, отменив обвинительный приговор в отношении наших подзащитных, фактически признала незаконность действий судьи Убашевой. Но вместе с тем, ее частные постановления оставила в силе.
Еще 24 июля Международная комиссия юристов из Женевы опубликовала пресс-релиз о том, что уголовное преследование казахстанских адвокатов за их активную гражданскую позицию вызывает у сообщества опасения. И призвала компетентные власти Казахстана прекратить преследование адвокатов.
«В частных постановлениях суда отсутствует анализ статей, предположительно нарушенных адвокатами. Судья обвинила некоторых адвокатов в «демонстрации превосходства над другими участниками процесса». Кроме того, по мнению суда, один из адвокатов разместил на «фэйсбуке» не соответствующие действительности сведения о процессе, в котором он участвовал. При этом в частном постановлении не приводятся факты, которые бы описывали конкретные действия адвокатов, позволившие судье прийти к данным выводам», — говорится в заявлении Международной комиссии юристов.