Чтобы начать поголовно учить на казахском языке, нужны соответствующие педагогические кадры. А их сейчас нет.
В отечественных СМИ снова начали педалировать вопрос казахского языка и якобы недостаточного его распространения в обществе и государстве. Причем некоторые публикации исподволь подводят читателей к выводу, что кто-то виноват и с чем-то нужно бороться. Авторы либо ищут виновных, либо вносят предложения типа «все школы сделать казахскими». В общем, немедленно усилить темпы этого самого распространения. Сами по себе намерения вполне благие, но у многих экспертов подобные предложения вызывают, мягко говоря, оторопь.
Политолог Замир Каражанов утверждает, что форсированное, а тем более насильственное внедрение любого языка за счет ограничения других в мировой практике обычно эффекта не давало. Это «физически невозможно по вполне объективным причинам». И немедленный перевод всех школ в казахские не только не поможет, но и создаст множество проблем.
Конкретно в Казахстане процесс должен быть эволюционным,
потому что работают слишком много дополнительных факторов, которые наоборот могут ухудшить ситуацию, если их не учитывать.
Все школы Казахстана должны быть казахскими — ученый
— У нас достаточно большая доля населения разговаривает на русском. Даже если захотят, как предлагают, все школы враз сделать казахскими, это просто не получится. Дело не в том, кто чего хочет, а в объективных причинах и возможностях, — говорит политолог.
Развитие языковой среды — процесс очень сложный. Говорить на каком-то языке — такая потребность в первую очередь должна появиться у населения.
— Потому что язык в первую очередь средство общения, а не признак национальной группы. И из этого фактора и следует исходить.
Люди разговаривают на том языке, на котором хотят и на котором им нужно. Например, в сельской местности уже в подавляющем большинстве разговаривают на казахском,
а в городах на русском общаются уже чаще, чем в аулах, и даже казахи. Здесь нет ущербности или угнетения, есть просто объективный спрос, — считает Каражанов.
«Барахолка — провинция Китая!» — возмущение казахских СМИ
В числе вышеупомянутых объективных причин Замир Каражанов на первое место ставит педагогическую неготовность к поголовному обучению. Проще говоря,
кадров в сфере образования не хватит для того, чтобы всех школьников и студентов начать учить на казахском языке (и при этом учить качественно) прямо сейчас
На то, чтобы обучать кое-как, может и наберется, и то утверждать на сто процентов нельзя. Именно этот фактор, считает он, почему-то ускользает от внимания ратующих за скорейшее внедрение казахского языка во все сферы жизни без исключения.
Кто придумал страну Ңазаңстан? Ляпы переводчиков на казахский язык
— Результаты начинают требовать слишком быстро, не задаваясь важным вопросом — а где столько учителей взять? Например, мы все прекрасно знаем, что английский язык в наших школах и вузах по большей части преподается просто отвратительно. Если кому-то нужно подтянуть его, приходилось это делать на дорогостоящих курсах, у репетиторов и так далее, — говорит политолог.
Кстати, еще одна проблема, о которой Каражанов не упомянул — курсы и репетиторы вообще-то платные. И если свободных денег на таковые у человека нет, вероятность выучить язык резко снижается вплоть до нуля, английский уж точно. В случае с казахским еще остается возможность «окунуться в языковую среду». Некоторые рекомендуют съездить в аул на пару месяцев. Если таковая среда уже подходящая, то человек уже и так владеет языком в разной степени.
Политолог напоминает, что много лучшего оставляет желать преподавание не только языков, но и вообще всего. О чем говорилось много раз, в том числе и с высоких трибун.
— Не знаю, как сейчас, а несколько лет назад была катастрофическая нехватка учителей не только на английском, но даже и на русском с казахским, — вспоминает Каражанов. — Конечно, можно просто взять и в приказном порядке поголовно все школы перевести на казахский язык — а что из этого получится?
Новые учебники для школ переписывали 4 раза — Эльмира Суханбердиева
Получится, по его мнению, одна большая головная боль, переходящая в инсульт. Поскольку общий невысокий уровень подготовки педагогических кадров соединится с количественным недостатком преподавателей на государственном языке (а где их взять за короткий промежуток времени?) — и тогда уровень образования вообще рухнет. Таким образом, подытоживает Каражанов,
для начала нужно озаботиться качеством среднего и высшего образования в целом
— И это более актуальная на сегодня проблема, чем процентное соотношение казахских и русских школ, — заявил он.
По мнению Каражанова, форсировать события с внедрением государственного языка в массы не следует еще и потому, что он и так развивается в силу все тех же естественных процессов. В частности, не прекращается и даже
увеличивается внутренняя миграция из аулов в города — как следствие, и в городах процент владеющих казахским языком тоже растет
Вполне понятно желание этот процесс ускорить, и это даже возможно сделать пусть и не на очень много, но зато даже сейчас, говорит Каражанов. Для этого проводимая политика должна основываться не на давлении, а на стимулировании. Что сейчас отсутствует напрочь.
— Как промотивировали тех, кто выучил казахский язык, на работе? Дали им какие-то премии или другие виды поощрений? Ничего нет, у владеющих языком все то же самое, как и у остальных, и никакой дополнительной мотивации, — сказал политолог.
Чиновники Алматы не хотят учить казахский язык — исследование
Хотя в общем и целом основания для «языкового оптимизма» в Казахстане есть, считает Замир Каражанов. Главное, не испортить все ненужными и вредными инициативами.