Нур-Султан
Сейчас
5
Завтра
6
USD
424
+1.83
EUR
497
+0.08
RUB
5.57
+0.04

Почему казахский язык не учат? — Каражанов

6916

https://365info.kz/2017/08/vse-shkoly-kazahstana-dolzhny-byt-kazahskimi-uchenyj/

— У нас достаточно большая доля населения разговаривает на русском. Даже если захотят, как предлагают, все школы враз сделать казахскими, это просто не получится. Дело не в том, кто чего хочет, а в объективных причинах и возможностях, — говорит политолог.

Развитие языковой среды — процесс очень сложный. Говорить на каком-то языке — такая потребность в первую очередь должна появиться у населения.

— Потому что язык в первую очередь средство общения, а не признак национальной группы. И из этого фактора и следует исходить.

Люди разговаривают на том языке, на котором хотят и на котором им нужно. Например, в сельской местности уже в подавляющем большинстве разговаривают на казахском,

а в городах на русском общаются уже чаще, чем в аулах, и даже казахи. Здесь нет ущербности или угнетения, есть просто объективный спрос, — считает Каражанов.

«Барахолка — провинция Китая!» — возмущение казахских СМИ

 

Если сильно дергать — можно и поломать

В числе вышеупомянутых объективных причин Замир Каражанов на первое место ставит педагогическую неготовность к поголовному обучению. Проще говоря,

кадров в сфере образования не хватит для того, чтобы всех школьников и студентов начать учить на казахском языке (и при этом учить качественно) прямо сейчас

На то, чтобы обучать кое-как, может и наберется, и то утверждать на сто процентов нельзя. Именно этот фактор, считает он, почему-то ускользает от внимания ратующих за скорейшее внедрение казахского языка во все сферы жизни без исключения.

Кто придумал страну Ңазаңстан? Ляпы переводчиков на казахский язык

— Результаты начинают требовать слишком быстро, не задаваясь важным вопросом — а где столько учителей взять? Например, мы все прекрасно знаем, что английский язык в наших школах и вузах по большей части преподается просто отвратительно. Если кому-то нужно подтянуть его, приходилось это делать на дорогостоящих курсах, у репетиторов и так далее, — говорит политолог.

Кстати, еще одна проблема, о которой Каражанов не упомянул — курсы и репетиторы вообще-то платные. И если свободных денег на таковые у человека нет, вероятность выучить язык резко снижается вплоть до нуля, английский уж точно. В случае с казахским еще остается возможность «окунуться в языковую среду». Некоторые рекомендуют съездить в аул на пару месяцев. Если таковая среда уже подходящая, то человек уже и так владеет языком в разной степени.

Политолог напоминает, что много лучшего оставляет желать преподавание не только языков, но и вообще всего. О чем говорилось много раз, в том числе и с высоких трибун.

— Не знаю, как сейчас, а несколько лет назад была катастрофическая нехватка учителей не только на английском, но даже и на русском с казахским, — вспоминает Каражанов. — Конечно, можно просто взять и в приказном порядке поголовно все школы перевести на казахский язык — а что из этого получится?

Новые учебники для школ переписывали 4 раза — Эльмира Суханбердиева

Получится, по его мнению, одна большая головная боль, переходящая в инсульт. Поскольку общий невысокий уровень подготовки педагогических кадров соединится с количественным недостатком преподавателей на государственном языке (а где их взять за короткий промежуток времени?) — и тогда уровень образования вообще рухнет. Таким образом, подытоживает Каражанов,

для начала нужно озаботиться качеством среднего и высшего образования в целом

— И это более актуальная на сегодня проблема, чем процентное соотношение казахских и русских школ, — заявил он.

Не заставлять, а поощрять

По мнению Каражанова, форсировать события с внедрением государственного языка в массы не следует еще и потому, что он и так развивается в силу все тех же естественных процессов. В частности, не прекращается и даже

увеличивается внутренняя миграция из аулов в города — как следствие, и в городах процент владеющих казахским языком тоже растет

Вполне понятно желание этот процесс ускорить, и это даже возможно сделать пусть и не на очень много, но зато даже сейчас, говорит Каражанов. Для этого проводимая политика должна основываться не на давлении, а на стимулировании. Что сейчас отсутствует напрочь.

—  Как промотивировали тех, кто выучил казахский язык, на работе? Дали им какие-то премии или другие виды поощрений? Ничего нет, у владеющих языком все то же самое, как и у остальных, и никакой дополнительной мотивации, — сказал политолог.

Чиновники Алматы не хотят учить казахский язык — исследование

Хотя в общем и целом основания для «языкового оптимизма» в Казахстане есть, считает Замир Каражанов. Главное, не испортить все ненужными и вредными инициативами.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter