Вода слаще, а дороги чище не где-нибудь, а сразу по пересечении границы Казахстана и Узбекистана. Дорожный эксперимент журналиста портала Sputnik показал, что мы проигрываем соседям. К сожалению.
Дословно:
«Пустыня Каракалпакстана оставляет неизгладимое впечатление: безлюдные просторы сменяются зелеными садами, над трассой кружат орлы и люди здесь живут приветливые и отзывчивые.
Когда с нейтральной полосы попадаешь на узбекистанский погранпункт, возникает ощущение, что очутился на другой планете
На территории таможни чисто, разбит небольшой газон, высажены деревья — поразительный контраст после пустыни. Ровную дорогу из бетонных плит каждый час поливает водой автоцистерна.
К туристам там относятся очень хорошо: мне помогли заполнить декларацию, которая, несмотря на простой вид, все же вызывает затруднения — нужно указать всю валюту, которую везешь, ювелирные изделия (считается даже серебряный крестик) и гаджеты — телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, плееры и так далее. Досмотр личных вещей меня не коснулся — мой нехитрый багаж просто просветили на рентгеновском сканере и отпустили. Спросили только о цели поездки, а узнав, что я еду как обычный турист, дополнительных вопросов не задавали.
Спустя десять минут я уже стоял со штампом в загранпаспорте и ждал своих друзей. Для них прохождение таможни тоже надолго не затянулось, но из-за более внушительного, чем мой, багажа им пришлось задержаться на досмотре — их вещи все же проверили визуально.
Удивляют и внимательность к людям, и хорошее отношение пограничников — что рядовые, патрулирующие с автоматами за спиной, что офицеры подошли несколько раз и спросили, почему я еще стою на границе, не случилось ли чего? Убедившись, что все нормально, они уходили.
Когда же мы все вновь собрались, поняли, что двое суток на жаре в постоянном ожидании, без возможности нормально поесть и умыться, всех так измотали, что нам просто необходимо поужинать и расслабиться.
За воротами ждало несколько сюрпризов. Во-первых,
на узбекской стороне не было такой длинной очереди (перед воротами стояло около десятка машин). Во-вторых, не было мусора,
столь обильно валяющегося в полукилометре позади.
Как позднее рассказал Улугбек, узбекские пограничники следят за порядком и на прилегающей территории. За уборку мелкого мусора — пустых бутылок, сигаретных пачек и оберток — отвечают владельцы гостиницы и кафе.
К полуночи, преодолев все границы и таможни, отправляемся в большой придорожный комплекс, состоящего из ресторана, кафе и гостиницы. Надо сказать, туристов здесь не так много, в основном те, кто путешествует на своих машинах, а не автобусами. Но если вас вдруг занесет в эти края в поздний час, то найти себе ужин и ночлег большого труда не составит. Да и цены вполне приемлемые.
После более чем скромных забегаловок на казахской стороне светящийся в ночи, с большими столами, удобными стульями и кондиционером ресторан показался нам краше лучших столичных заведений, а заказанный лагман по-уйгурски и выпитая за успешное прохождение всех границ бутылка каракалпакской водки «Каратау» — самой вкусной трапезой на свете.
С утра, хорошенько выспавшись после границы и «праздничного» ужина, перед маршем от границы до Нукуса заезжаем заправиться и подкрепиться (и заодно сходить в душ) в одной проверенной чайхане. Ее хозяин — давний знакомый Улугбека, он приветствует нас всех как долгожданных гостей.
Поразительный контраст с казахстанской чайханой. Сразу чувствуются узбекский колорит, уют и ощущение дома. Расписные пиалы для чая и ароматные лепешки, плов, шурпа — все как полагается. Это уже не просто хибарка с пластиковыми перегородками, ориентированная на проезжих гостей, а полноценное заведение, куда с удовольствием заезжают и местные.
Как рассказал Баходир, следующее приличное место, где можно поесть, будет только через три сотни километров. Ему, как человеку, который уже не первый год ездит по этому маршруту, доверять можно.
История его жизни довольно интересна: почти двенадцать лет назад он начал ездить на заработки в Россию. Работал и строителем, и сантехником. Постепенно оброс связями, появились постоянные клиенты и потребовалась машина — расходные материалы возить да перемещаться на своих колесах было проще.
Нешелковый путь через Казахстан: дорожная полиция ставит антирекорд
На этой же машине стал ездить домой, поэтому к нему начали обращаться земляки с просьбой довезти в родные края купленные в России вещи. Такие рейсы Баходир совершает по нескольку раз в год.
Объем рынка частных перевозок на самом деле достаточно большой: многие трудовые мигранты при случае не прочь прикупить бытовую технику или вещи для дома, но встает вопрос, как их доставить по назначению.
Самолет почти сразу отметается: за каждый килограмм перегруза или негабаритный багаж придется выложить значительную сумму. Вариант с поездом подходит, но опять же, не во всех случаях: много с собой не увезешь. Остаются только знакомые на машинах.
Находятся и пассажиры — уехать на авто со знакомым пусть и занимает больше времени, но все же дешевле самолета или поезда. Разница в цене становится особенно значительной, когда выехать нужно срочно.
Караваны, ходившие по Шелковому пути, сменили такие вот автоколонны, например, с электроникой, или с мигрантами, едущими на заработки или обратно домой.
Отдохнув в прохладном полумраке и заправив машину, выезжаем на трассу. Вскоре до меня доходит, что вокруг ничего нет — лишь где-то вдали виднеются провода на столбах, совсем одинокие в пустыне.
Пейзаж не меняется пару часов, как вдруг справа становятся видны деревья, среди которых угадываются очертания домов. Честно говоря, мне показалось, что я перегрелся на солнце и теперь у меня галлюцинации.
Но это оказалось не так — в деревьях прячется маленькая деревушка, затерянная в каракалпакской пустыне. Она находится в отдалении от основной дороги, к ней ведет лишь тонкая полоска асфальта.
Проскочив затерянный поселок, едем дальше, и тут рядом с нашей машиной, со стороны водителя, в воздух поднимается орел, которого мы издалека приняли за ворону. Величаво расправив крылья, он сопровождает нас, летя всего в метре от земли и как будто соревнуясь в скорости с автомобилем.
Этот представитель пернатых оказался самым смелым — остальные его сородичи, которых по дороге мы встретили около десятка, предпочитали отлетать от машин подальше.
Такое скопление птиц у дороги объясняется их ленью, ведь периодически под колеса попадают мелкие зверьки, которые и достаются орлам. Нужно лишь периодически облетать узкую полосу дороги и не попадать под машину.
Засушливый климат самой отдаленной части Узбекистана и малое количество населения позволяют диким животным чувствовать себя тут вольготно. Человека они при этом не то чтобы боятся — скорее опасаются. Перебежавшая перед нами дорогу лисица не спешила скрыться, издалека с интересом разглядывая нашу машину, а потом, убедившись, что мы ничего интересного не выкинули, убежала по своим делам.
Вообще, Каракалпакстан туристу следует посетить только ради одной дороги, потому что пейзажи там восхитительные. По мере нашего продвижения к Бухаре вдоль дороги становилось все больше деревьев, явно высаженных человеческой рукой. После трагедии Аральского моря жители региона постепенно начинают отвоевывать у пустыни все новые территории, пытаясь вернуть их к жизни.
Мусора по обочинам, кроме изредка попадающихся истлевших покрышек, нет. Как объяснил Кудрат, чисто здесь не потому что не мусорят, а потому что убирают
— раз в несколько дней вдоль трассы ездят грузовики и собирают раскиданный мусор.
По дороге останавливаемся лишь один раз, встретив знакомых по границе — черную «Каптиву». У прицепа лопнуло колесо.
Пока водители меняют колесо, разговорились с Улугбеком, который несмотря на жару и пустынные пейзажи, значительно повеселел, предвкушая скорое возвращение домой.
Улугбек признается, что это его последняя поездка на автомобиле, и в следующий раз если он и соберется опять в Москву, то только самолетом — мол, староват стал для таких вояжей.
В России он работает почти 15 лет, успев за это время сменить несколько профессий, начиная от маляра и сантехника и заканчивая кровельщиком. Последняя специальность нравилась ему больше всего.
«Зимой холодно работать, конечно, весь день снег скидываешь. А летом красота. Залез на весь день на крышу, пиво взял и ковыряешься там, загораешь. Главное сделать хорошо. Но сейчас уже тяжело — возраст не тот, особенно таскать материалы с собой. Даже если лифт есть, все равно устаешь сильно», — говорит он со вздохом, удаляясь в машину под прохладу кондиционера.
Разобравшись с поломкой, двигаемся мини-караваном дальше.
Внезапно пустыня кончается, и мы попадаем в более обжитые районы. Везде на каждом клочке земли зелень: деревья, трава и конечно же бескрайние поля. В сумерках заезжаем на очередную заправку.
За всю поездку по Каракалпакстану я не встретил ни одной АЗС прямо на обочине — все они метрах в пятидесяти спрятаны в зелени, чтобы заметить топливную станцию, зачастую нужно проявить недюжинную внимательность.
Газ для машины нам потребовался уже в «зеленой» части Каракалпакстана (впрочем, заправок в пустыне я насчитал всего две). Пока Баходир заправляет авто, мы с остальными отправляемся на небольшую прогулку по окрестностям. На время я будто возвращаюсь в российскую деревню: все та же вечерняя прохлада, множество зелени и мычание коров.
Ночью проскочили Нукус и вышли на «президентскую», как ее назвали мои попутчики, трассу до Бухары. В древний город въезжаем на рассвете. И уже при первом взгляде на него понимаю, что путь в тысячи километров пройден не зря.
Источник: Sputniknews-uz