Курение. Бич современности. Миллиарды людей на планете подвержены этой привычке. Но откуда она берет свои истоки?
ВНИМАНИЕ! ДАННАЯ ГАЛЕРЕЯ НЕ ПРОПАГАНДИРУЕТ КУРЕНИЕ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ И НЕСЁТ ЛИШЬ ИНФОРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР.
КУРЕНИЕ УБИВАЕТ — ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ.
Люди испокон веков вдыхали дым горящих растений. В многочисленных (и не очень) трактатах окуривание человека дымом растений и животных жиров почиталось как религиозный ритуал или способ достичь невиданных для чистого сознания границ бытия. Всего существовало три способа окуривания (у индейцев это важная ремарка, да) хома, дхумапана и дхупа — все три способа служили разным целям и были востребованы на протяжении трех тысяч лет (есть что-то сакральное в этой тройке, да?).
Фрески в храмах индейцев изображали святых, вдыхающих ритуальный дым. Но курение было известно не только им.
При раскопках могил египетской знати времен XXI–XVIII вв. до н. э были обнаружены трубки и другие курительные приспособления. То же самое было обнаружено у скифов и древних китайцев. Естественно, курили они не табак, а совсем другие травы.
Родиной же табака считается Америка. Первые изображения курильщика датируются 1000 г. до н. э. (Центральная Америка).
Загадкой остается вопрос — курили ли индейцы табак лишь в религиозных целях или преследовали получение удовольствия. Точно известно лишь одно — курить могли лишь представители знати, имевшие высокое положение в обществе. Сведений о курильщиках из простого сословия не сохранилось.
Кроме того, табак широко использовался в религиозных и мистических целях. Так, например, ацтеки рассматривали его как воплощение богини Сиуакоатль, чье тело состояло из дыма. Плоды табака украшали одежды жрецов, приносящих жертвы богине Тоци, а мексиканские племена считали, что паста из табака и лайма способна уберечь от сглаза.
Принято считать, что индейцы курили табак с помощью трубок (ну вы же помните — трубка мира, как в Томе Сойере), но вот майя, к примеру, предпочитали курить сигары, которые не слишком отличались от современных (разве что химии не содержали). Сигареты появились значительно позже — в классическую эпоху (325–925 гг. н. э).
Экспедиция Колумба, как принято считать, открыла для европейцев табак и курение. В Англию, к примеру, табак попал спустя почти семь десятков лет, после вояжа Христофора. Спустя тридцать лет англичане покорились этой привычке. Но не надо считать, что смолили все удовольствия ради. Нет, такой способ курения как раз-таки порицался. Изначально табакокурение преподносилось как медицинская процедура, полезная для здоровья.
Поясню, в те тёмные времена люди считали, что в человеческом организме циркулируют четыре жидкости — кровь, мокрота, черная и желтая желчь, которые соответствовали четырем качествам — теплый, сухой, горячий и влажный. Для здоровья эти жидкости нужно было поддерживать в определенном соотношении. Кто-то решил, что курение делает тело более сухим и горячим, а значит изгоняет болезни (видать не любили англичане влажных и холодных).
Кроме того, в поддержку окуривания и курения говорила теория Гиппократа, который в былые времена предлагал лечить истерию у женщин посредством окуривания её… гениталий.
Но не все были слабоумными любили Гиппократа. Как и в наше время, нашлись противники курения. Так, например, писатели-сатирики вовсю издевались над теми, кто верил, что табак — панацея от всех болезней, а религиозные деятели отмечали тот факт, что курение похоже на сатанинский ритуал. Но тем не менее, эта привычка, пусть и не сразу, но завоевала Туманный Альбион.
В Викторианскую эпоху у табакокурения дела пошли значительно лучше — религия уже не имела такой власти над людьми, а писатели-старики или почили, или также были завзятыми курильщиками. В эту эпоху о лечебных свойствах если и не забыли, то уж точно забили — курение стало восприниматься как источник удовольствия.
Некоторые ассоциации даже устраивали «курительные вечера» — по сути это были те же светские рауты, но с изрядной долей курильщиков (а точнее, только с ними). Пропаганда шла полным ходом. Так, например, ливерпульская Cope Brothers выпустила серию открыток и плакатов с изображениями курящих литераторов, художников и поэтов. А на одном из плакатов викторианские знаменитости совершали паломничество к Святому Никотину. Кроме того, курение стало почитаться как символ мужественности и зрелости.
На Восток, а именно в Персию табак попал в начале XVI века на кораблях португальских купцов. И хотя местные условия не позволяли выращивать его, он долгое время оставался предметом торговли. Забавно, что среди персов курили все, то есть буквально и дети, и женщины, и старики. И везде. Даже в мечетях. Историки считали, что такое повсеместное распространение этой привычки было связано с потреблением кофе и гашиша. Курили с помощью трубок и кальянов. Притом трубки разнились по социальному статусу. К слову, ортодоксальные мусульмане отвергали табак, считая его происками Шайтана, в то время как суфии курили сами и поддерживали этот ритуал. Некоторые шахи запрещали курить своим подданным, другие же не только разрешали, но и сами являлись активными курильщиками.
На более дальний восток, а точнее в Японию, табак завезли опять-таки португальцы. Там курение наравне с чаепитием стало церемонией, и все благодаря мастеру Орибе Фуруте (он был докой по чайным церемониям, но и курение видимо полюбил). Есть даже гипотеза, что именно он сделал такие предметы как табако-бон (поднос для табака), кисэру (трубка), табако-ирэ (кисет) и кисэру-дзуцу (мешочек для трубки) непременными атрибутами чайной церемонии. Таким образом, курение стало модным среди самураев, монахов и купцов. Естественно, поначалу курить вне чайной церемонии считалось грубым нарушением этикета, но потом нравы смягчились…
В Китае табак начали культивировать сразу же после того, как он туда попал. А всё потому, что доходы он приносил бешеные — крестьянин получал с одного му (это 1/15 гектара) табака столько, сколько бы он получил с десяти му, засеянных пшеницей. Доходило до того, что табака выращивали больше, чем пшеницы. И конечно, не обошлось без лекарственных теории и даже… поэзии. Поэт Хэ Цивэй, например, писал:
Смеясь, я спросил: есть ли хоть один человек в мире,
Кто способен расстаться с табаком хотя бы на мгновенье?
Пусть табак не слишком приятен на вкус,
Я всегда жажду затянуться его дымом,
Ничто мне не дорого так, как он,
Ни уход гостя, зашедшего поболтать,
Ни грустные размышления в одиночестве,
Ни чайник с чаем, ни кувшин с вином.
Способы курения разнились. Женщины, стремясь уберечь себя от мужского начала, курили трубки с длинным мундштуком… настолько длинным, что он мог равняться их росту. В XVIII веке женщины перешли на кальян. А когда появились первые фотоаппараты, то невероятной популярностью стали пользоваться снимки курящих людей. Европейцы почитали это за экзотику и охотно покупали подобные фотокарточки.
В Африку же табак попал в 1600 году. До того времени там курили гашиш — его завезли народы, населявшие побережье Индийского океана. Почти сразу же были придуманы (а точнее заимствованы) курительные приспособления. Табак долгое время импортировали: в частности, он занимал особое место в работорговле между Америкой, Европой и Африкой. Курение в Африке считалось коллективным ритуалом, подчеркивающим солидарность людей: передача трубки по кругу означала, что ни у кого из присутствующих нет злых намерений. В одиночестве курили редко. И конечно же, африканцы почитали эту привычку как способ приобщиться к миру духов. Трубки изготавливали из самых разных вещей, они отличались как по форме, так и по способу курения, что говорит о многочисленности верований и других культурных подтекстов…
Когда мы слышим слово «опиум», то представляем курильщиков этого наркотика, но так было далеко не всегда. Опиум известен людям со времен неолита — его как правило ели или пили, растворяя в воде. А вот курить его стали всего лишь три века назад.
В VII веке торговля опиумом стала важной частью экономики арабского мира: венецианские купцы и крестоносцы ввозили его в Европу. Часто опиум выступал как замена табаку в периоды запретов (например, в Китае XVII века). Западная медицина приписывала опиуму лечебные свойства вплоть до XIX века. Позднее употребление опиума стало элементом гедонистического и декадентского мировоззрения. Так продолжалось до Первой мировой войны — гедонистическая эстетика курения не вязалась с тяготами военного времени. Французское правительство объявило опиум вне закона: катализатором стал случай, когда французский офицер-наркоман попытался выдать военные тайны немцам.
К северным соседям табак попал во времена Ивана Грозного. По разным источникам, его завезли не то английские купы, не то послы Крымского ханства. При царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче табак в России считался «дьявольским зельем»: за его употребление или хранение полагались телесные наказания, а после пожара в Москве в 1634 году, причиной которого посчитали курение, полагалась смертная казнь. Исключения составляли лишь жители слобод, не являющиеся подданными царя, но курили они как правило дома, лишний раз не искушая судьбу.
Декриминализировал табак Пётр I в 1697 году, наплевав на запреты церкви. В основном курильщиками были моряки, военные, городские жители и представители высших сословий — обычные крестьяне не могли позволить себе табак. В XVIII в. в России начали выращивать свой табак — махорку, а в середине XIX в. начали производить папиросы.
Количество табачных фабрик росло: в 1914 году возникла первая крупная российская табачная монополия. Во время Первой мировой войны табак вошел в состав солдатского и офицерского пайка. Быстрый переток населения в города после революции, увеличение численности армии, Великая отечественная война, а также модернизация табачных заводов способствовали широкому распространению курения. Во время Великой отечественной войны были доступны только папиросы.
Сигареты производились во многих советских городах. Все фабрики выпускали сигареты без фильтра по одним и тем же стандартам веса, диаметра и количества — «Беломорканал», «Прима» и «Памир». Существует миф, что диаметр советских папирос, в том числе «Беломорканал», был 7,62 мм – якобы для того, чтобы во время войны на тех же станках запустить выпуск патронов. Однако диаметр пули советских патронов 7,62×39 мм равен 7,85 мм, а остальные части патрона имеют совсем другие диаметры. Кроме того, производство пуль не имеет ничего общего с производством сигарет.
В конце 1960-1970-х появились новые марки. Всем табачным изделиям в то время начали присваивать классы. Сигареты «Орбита» были самыми дорогими и считались самыми качественными, а «Памир» были настолько крепкими и вонючими, что в народе их прозвали «термоядерными». В 1970-е начали появляться новые марки. Так, в честь совместной космической миссии СССР и США выпустили сигареты «Союз–Аполлон». Появились и сигареты отдельно для каждой профессиональной группы: музыкантам – «Мелодия», летчикам – «Полет», полярникам – «Север». Некоторые сигареты выпускали только по праздникам. Чем более твердой была сигаретная пачка, тем качественнее был табак.
В это же время сигареты начали ввозить из-за рубежа: это были польские, кубинские и северокорейские марки – правда, в большинстве своем они были низкого качества. Кубинские сигареты были уделом бедных романтиков и пользовались популярностью в богемных кругах. А вот болгарские «Стюардесса», «Ту-134» и «Шипка» считались высокого класса. Те, кто хотел сэкономить, покупали развесной табак и делали самокрутки из газеты. Жители сел выращивали табачный «самосад».
Самыми популярными импортными сигаретами были Marlboro. Их производили по лицензии в Кишиневе. Пачки из-под них были предметом коллекционирования и часто наклеивались или развешивались на стенах туалета. Непочатые пачки дефицитных сигарет также бережно хранились. Эти запасы пригодились во время табачного кризиса лета 1990 года, когда из продажи исчезло все «курево»: сначала популярные болгарские сигареты, а затем и самые дешевые сорта.
В XIX веке считалось, что табак обладает полезными свойствами. Было замечено, что он снимает стресс, а курильщики реже заболевают туберкулезом. В 1880-х в связи с индустриализацией началось массовое производство сигарет. Американский изобретатель Джеймс Бонсак в 1883 году создал машину для скручивания сигарет. Британские юноши-рабочие демонстративно закуривали дешевые сигареты Woodbines на улице – это был своеобразный обряд инициации, доказательство того, что они уже не мальчики, а мужчины.
В британском журнале Lancet врачи высказывали беспокойство относительно возможной связи между курением и заболеваниями желудка, параличом, истерией, рахитом и другими болезнями, однако не настаивали на запрете курения, а лишь призывали к его ограничению. Начали появляться трубки с фильтром. Фабрики присылали в журнал образцы сигарет, чтобы получить одобрение медиков. Существовали и антитабачные организации (Антитабачный союз, Британское антитабачное общество, французское Общество противников злоупотребления табаком), однако врачи утверждали, что они преувеличивали вред курения. В Англии разворачивались кампании против подросткового курения: привычку связывали со взрослыми пороками, такими как хулиганство, азартные игры и нецензурная брань.
В связи с массовым производством сигарет, изобретением новых технологий и расцветом рекламы увеличилось число курильщиков и употребляемых сигарет. В США потребление сигарет на душу населения в год выросло с 49 в 1900 году до 4318 в 1965 году. Это вызывало беспокойство у врачей и общественных деятелей. В нацистской Германии развернулась обширная антитабачная кампания в контексте борьбы за чистую и здоровую нацию. Немецкие врачи в 1939 году установили связь между курением и раком легких. Началась активная пропаганда здорового образа жизни в школах, появился запрет на курение в общественных местах, а Адольф Гитлер лично выступал против употребления табака. В 1950 году Ричард Долл и Остин Брэдфорд Хилл опубликовали статью в Британском медицинском журнале, которая также доказывала связь между курением и развитием рака. Схожие результаты получили американские ученые. Однако правительства не спешили контролировать табачную отрасль, ведь она приносила колоссальные доходы.
В 1970-х, когда вред курения был окончательно доказан, на табачные компании США градом посыпались иски с обвинениями, что они продолжали продавать вредную продукцию, зная о возможных рисках. В разных странах начали появляться запреты на рекламу сигарет, курение в общественных местах, предупредительные надписи на пачках и пропаганда здорового образа жизни. В СССР в 1980 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров «О мерах по усилению борьбы с курением», в котором повышался возрастной ценз (с 14 до 16 лет) и расширялась пропаганда здорового образа жизни. Табачные киоски было запрещено размещать рядом со школами, техникумами и университетами, а на производствах устраивались «курилки». В то же время власти приняли меры по улучшению качества табака.
Но несмотря на всё это люди вряд ли расстанутся с сигаретами (я и сам курю, чего уж греха таить-то). Очень уж прочно закрепился образ свободы и романтики, которые несут нам эти палочки смерти… Впрочем, всё зависит от нас — курить или не курить.