По данным Нацбанка, объем операций по покупке и продажам долларов в Казахстане снижается. На деле это связано в том числе и с тем, что население не так охотно продает американскую валюту, предпочитая запасаться ей.
По данным Нацбанка, в июле 2017 года объем нетто-покупки наличных долларов США в обменных пунктах составил 415,7 млн долларов США.
Это значит, что на такую величину казахстанцы купили долларов больше, чем продали их. Этот результат – максимальный за последние 11 месяцев
Одной из причин роста показателя может служить сезонный фактор: в сезон отпусков спрос на иностранную валюту традиционно растет. Однако нетто-покупка в июле 2017 года превышает аналогичный показатель годовой давности на 131,5 млн долларов. По июню разница еще выше – 341,6 млн долларов. Это указывает на то, что сезонный фактор – далеко не единственная причина.
Куда более вероятной причиной выглядит нестабильность национальной валюты. В июне 2017 года обменный курс тенге находился в диапазоне от 312 до 327,63 тенге за доллар, ослабнув за это время на 3,2%. В июле ситуация несколько стабилизировалась, но назвать ее стабильной все равно нельзя.
«В июле 2017 года обменный курс тенге изменялся в диапазоне 320,00-328,52 тенге за доллар США. На конец июля 2017 года биржевой курс тенге к доллару США составил 328,07 тенге за доллар США, ослабнув за месяц на 1,8%», — говорится в сообщении Нацбанка.
Казахстанцы не собираются отказываться от доллара как средства хранения своих сбережений, несмотря на проводимую политику дедолларизации. С первого июля 2017 года доходность депозитов физических лиц в иностранной валюте снижена до 1%, но даже несмотря на это большинство казахстанцев предпочитают их куда более доходным тенговым вкладам.
«Депозиты физических лиц в тенге увеличились на 1,4% — до 3 585,9 млрд тенге (45,2% от депозитов физических лиц), в иностранной валюте выросли на 2,1% — до 4 354,8 млрд тенге», — говорится в сообщении Нацбанка.
Что касается юридических лиц, здесь ситуация иная — доля депозитов в тенге тут выросла. Но не потому, что количество вкладов в нацвалюте растет, а потому что сокращается их объем в долларах.
«Депозиты юридических лиц в национальной валюте в июле 2017 года не изменились и составили 5 487,0 млрд тенге (56,6% от депозитов юридических лиц), в иностранной валюте снизились на 7,9% — до 4 212,5 млрд тенге», — говорится в сообщении Нацбанка.
Что касается операций с американской валютой, то их количество сокращается. Причем как на уровне обменных пунктов, так и на бирже.
«Общий объем операций по валютной паре KZT/USD в июле 2017 года снизился на 11,9% и составил 11,9 млрд долл. США, в том числе объем биржевых торгов на Казахстанской фондовой бирже уменьшился за месяц на 11,8% — до 3,1 млрд долл. США, объем операций на внебиржевом валютном рынке – на 12,0% — до 8,8 млрд долл. США».
Учитывая, что доллары остаются на руках у населения,
можно предположить, что сокращение сделок происходит именно из-за того, что казахстанцы просто не хотят их продавать
Например, в июне (более свежих детальных данных пока нет) население купило на 260,2 млн долларов больше, чем годом ранее, а продало на 81,5 млн долларов меньше.
Данных по операциям с евро в июле 2017 года Нацбанк также пока не опубликовал, однако можно предположить, что объем нетто-покупки населением снизился. В январе-апреле казахстанцы скупали европейскую валюту в два раза больше, чем продавали ее, однако затем динамика изменилась.
В мае евро начал укрепляться относительно тенге и доллара, и это оттолкнуло покупателей
Вместо того, чтобы переводить сбережения в европейскую валюту, казахстанцы принялись активно скупать доллар (объем покупок вырос по сравнению с апрелем почти в полтора раза), который также рос в цене. Показатели июня остались примерно на уровне предыдущего месяца, причем это относится к обеим валютам. Это говорит о том, что почувствовав нестабильность, казахстанцы по привычке начали скупать американскую валюту, доверяя ей больше, чем евро и тенге.
Интересно, что в это же время вырос спрос и на российскую валюту, которая мае-июне была самой стабильной относительно тенге. Если в январе-апреле ежемесячно казахстанцы покупали по 10,6-11,9 млрд рублей, то в мае спрос вырос до 13 млрд, а в июне достиг 15,6 млрд рублей. Объем продаж населением российской валюты вырос за это время незначительно: с 3,7 млрд в марте и апреле до 4,5 млрд рублей в июне.