Конца напряженности между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха пока не видно. Однако если кто-то из внешних игроков и поможет его приблизить, то это будет Россия.
В Пятигорске 4-6 июля прошел VI ежегодный международный научно-образовательный проект «Кавказский диалог – 2017», организованный Фондом поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова совместно с Институтом международных отношений при Пятигорском государственном университете.
В рамках проекта депутат Милли Меджлиса Азербайджана Расим Мусабеков в эксклюзивном интервью корреспонденту Dalma News рассказал о ситуации и своих ожиданиях от переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта.
— На фоне обострения ситуации в зоне карабахского конфликта армянская сторона регулярно обращает внимание на отказ официального Баку выполнять договоренности, достигнутые президентами Армении и Азербайджана в ходе встреч в Вене и Санкт-Петербурге в прошлом году, в частности, внедрять механизм расследования инцидентов на передовой.
Давайте будем точны, договоренность была достигнута в первую очередь вокруг восстановления режима прекращения огня, и второе — расширения миссии Анджея Каспршика. Это личный представитель действующего председателя ОБСЕ, который осуществляет мониторинг на линии прекращения огня.
С учетом того, что в последние годы напряженность и перестрелки не ограничивались только линией соприкосновения в Карабахе, но присутствуют и на армяно-азербайджанской границе, он внес предложение об увеличении числа миссии.
Согласие дали как армянская, так и азербайджанская стороны. Спорный вопрос, насколько я знаю, в том, будут ли на линии соприкосновения установлены постоянные посты или же, как это было до сих пор, миссию будут выводить на линию соприкосновения, а после мониторинга возвращаться в столицы.
По этому вопросу компромисс пока не найден. Что касается расследования инцидентов, насколько мне известно, Азербайджан согласия на внедрение подобного рода механизма не давал, и в реальности это не обсуждается.
— Что можно ожидать от переговорного процесса на фоне ужесточения позиций сторон после апрельской эскалации прошлого года?
Если реально, переговоры об урегулировании не ведутся уже с казанской встречи. По существу, после этого на всех встречах договаривались о старте нового переговорного раунда. И до сих пор стороны не смогли даже согласовать конкретную переговорную повестку, потому что встречались президенты, главы МИД и соглашались начать переговорный раунд. Затем снова происходил какой-то инцидент — либо с армянской, либо с азербайджанской стороны — и переговоры торпедировались.
На сегодня не удается договориться даже о том, вокруг какого вопроса вести переговоры. Потому что армянская сторона выдвигает на передний план переговорной повестки укрепление мер доверия, стабилизацию на линии соприкосновения, мониторинг и расследование происходящих инцидентов, что при отсутствии содержательных переговоров означает консервацию существующего статус-кво.
Азербайджанская позиция прямо противоположна. Прекращение огня было объявлено, чтобы конкретно договориться о прекращении военного конфликта. Я просто могу напомнить, что в соглашении, подписанном министрами обороны, не указано никаких сроков, но там конкретно было написано, что в течение десяти дней должно быть подготовлено соглашение о прекращении военного конфликта. Прошло 20 лет, мы до сих пор не смогли прийти к соглашению о его прекращении, которое носило бы обязывающий характер. Так что
Европейский вектор Армении: почему Россия не против
военный конфликт по сути не прекращен
— Кто виноват в этом? Армянская и азербайджанская пресса обвиняет сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Страны-посредники в свою очередь подчеркивают, что не могут решить конфликт вместо его участников.
Дело даже не в том, кто виноват. Если речь идет о сопредседателях Минской группы, то надо отдавать себе отчет, кто они и что в состоянии сделать. По большому счету, это дипломаты среднего уровня своих МИД.
Я думаю, что рабочий уровень, на который они выходят в своих странах, это заместители министров иностранных дел. В редких случаях это министр, если сочтет нужным их выслушать, но уж точно не главы государств-сопредседателей Минской группы.
Думать о том, что сопредседатели Минской группы в состоянии самостоятельно оказать давление на стороны конфликта и продвинуть процесс урегулирования вперед, это иллюзия.
— Их страны могут оказать давление?
Страны-сопредседатели, а это США, Россия и Франция, в лице своих президентов, на худой конец глав МИД, оказать давление на стороны конфликта могут. Но их внимание сосредоточено на более острых международных проблемах. Сопредседатели Минской группы могут подготовить какие-то предложения, прозондировать почву, а главное, информировать своих руководителей. Влиять непосредственно на Ереван или Баку — нет. Так что давайте не выдвигать к ним непомерных претензий.
«Нация-армия»: Армению превращают в большую казарму
Что же касается глав государств и МИД, надо понимать, что это для нас карабахский конфликт имеет первостепенное значение, а их внимание сегодня больше сосредоточено на Сирии, Украине, Кореи, Иране, Ираке. Там кровь льется в больших масштабах, риски прямого столкновения великих держав выше.
Вот произошли апрельские военные столкновения в Карабахе — тут же на уровне министров иностранных дел прошла встреча, были предприняты усилия для купирования военных действий и предотвращения сползания ситуации к полномасштабной войне. Когда же происходят перестрелки, ограничиваются увещеваниями и призывами к сдержанности.
Так что
пока не видно большого желания для организации чего-то подобного «Дейтону» в югославском конфликте,
с тем, чтобы продавить мирное урегулирование.
Утечку информации о тайных агентах спецслужб расследуют в Азербайджане
— К чему ведет нынешнее развитие ситуации? Можем ли мы ждать какого-то нового «апреля»?
Не только «апрель», может быть и хуже. Для здравомыслящих людей в Азербайджане и Армении это самый нежелательный сценарий. Ведь
нереалистично ожидать, что какая-либо из сторон в результате военных действий рухнет и капитулирует
Следовательно, в любом случае придется вернуться к переговорам. Если сами не захотят, великие державы заставят сесть за стол переговоров. Но погибнут еще несколько сотен, не дай Бог, тысяч молодых людей. Население озлобится еще больше, вести переговоры будет сложней. Другое дело, что я не верю в способность сопредседателей Минской группы самостоятельно предотвратить худшие сценарии.
Реальные импульсы для мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта следует ожидать скорее всего от российской стороны
Армения пригрозила Азербайджану официальным признанием Нагорного Карабаха
Но думаю, что пока Москва не разберется с тем, как выстроить отношения с президентом США Трампом и его администрацией, на другие проблемы она пока отвлекаться не будет. Более горячие темы — Сирия, Ближний Восток и Украина, санкции, начинающаяся новая гонка вооружений и холодная война «лайт». Без локализации этих проблем и угроз руководство России вряд ли станет серьезно заниматься карабахским урегулированием.
Но в российской внешнеполитической повестке эта проблема стоит заметно выше, чем в США или Франции. Так, мое внимание привлек доклад, подготовленный экс-министром финансов РФ Кудриным, который возглавляет Центр стратегических исследований при президенте России и имеет прямой доступ к Владимиру Путину. Ему поручено разработать стратегию России с прицелом на следующий президентский срок Путина.
В Нагорном Карабахе продолжаются ожесточенные бои
В подготовленном под руководством Кудрина докладе есть не только экономическая, но и политическая составляющая. В нем констатируется, что грузинский и украинский кризисы урегулировать на данный момент сложно, их следует локализовать, рекомендуется активизировать посредничество по приднестровскому и карабахскому направлениям. Если это произойдет, думаю, что определенный прогресс может быть достигнут.
Не следует питать иллюзии, что можно разом решить все проблемы и обеспечить полное и окончательное урегулирование застарелого армяно-азербайджанского конфликта. Это сложно, даже невозможно. Однако продвижение урегулирования до точки, при которой военные риски если не станут нулевыми, но близкими к этому, достижимо, и это будет на благо как армян и азербайджанцев, так и всего региона в целом.