Приоритет кыргызстанского направления внешней политики РФ — обеспечение стабильности в центральноазиатской стране. Способность противостоять рискам дестабилизации может обеспечить кандидату в президенты Кыргызстана поддержку Кремля.
Об этом пишет шеф-редактор среднеазиатской редакции информагентства Regnum Григорий Михайлов в своей статье.
До президентских выборов в Кыргызстане осталось ровно 3 месяца. 15 октября 2017 года граждане должны будут решить, кто станет управлять страной следующие 6 лет. Число кандидатов в президенты Кыргызстана уже превысило 20 человек, и поскольку прием заявок продлится еще месяц, финальное число претендентов может оказаться выше 50.
Ничего удивительного. На прошлых президентских выборах, прошедших в Кыргызстане в 2011 году, кандидатами зарегистрировались 83 человека. В 2017 году значительная часть претендентов отсеется, когда дело дойдет до обязательного взноса в 1 млн сомов (14 200 долларов).
На данный момент наиболее активно предвыборную кампанию ведут два кандидата — лидер партии «Республика» Омурбек Бабанов и премьер-министр Сооронбай Жээнбеков. Первый готовился к выборам последние несколько лет и теперь последовательно вводит в игру новые резервы. На второго, после решения президента сделать его преемником, начала работать большая часть административного ресурса, включая государственные СМИ.
В плане СМИ Жээнбеков оказался в роли догоняющего. Последние годы глава партии «Республика» работал над имиджем и популярностью, что принесло свои плоды. По данным на февраль этого года (более свежих, увы, нет) к Бабанову положительно относилось 80% опрошенных кыргызстанцев, отрицательно — 16%.
Жээнбекову предстоит за короткий срок попытаться догнать конкурента
(его показатели в начале года выглядели слабее (45% положительно, 36% — отрицательно).
Еще примечательнее выглядят довольно спорные данные (тоже за февраль 2017 года) соцопроса, проведенного SIAR Consult. Согласно исследованию, в феврале за Бабанова на президентских выборах были готовы отдать голос 38% избирателей, а за Жээнбекова — 3%.
Утверждение о том, что «Москва сделала ставку на одного конкретного кандидата и на других не смотрит», совершенно не соответствует действительности. Москва наблюдает за предвыборной гонкой и выбирает из наиболее сильных и успешных кандидатов.
За последние месяцы столицу России посетили либо встретились с московскими посланниками в Бишкеке большинство серьезных претендентов на кыргызский «престол». Подобные контакты — норма. С наиболее сильными кандидатами регулярно встречаются не только российские дипломаты и чиновники, но и их коллеги из США, стран ЕС, КНР, Турции, Казахстана, Узбекистана, Японии и т. п. Естественно, что эти встречи не афишируются.
Российская тема на нынешних выборах в Киргизии является одной из ключевых.
Пиарщики большинства кандидатов пытаются доказать избирателям, что именно их кандидат наиболее любим и ценим Москвой и лично Владимиром Путиным
Для кыргызстанцев позиция России важна по нескольким причинам:
Из крупных региональных игроков Москва традиционно проявляет наиболее плотный интерес к политическим процессам в Кыргызстане.
Поддержкой Москвы эти годы пользовался нынешний президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, однако его срок заканчивается и на второй он пойти не может.
Вопрос, «кого поддержит Москва» на выборах, обсуждается в Кыргызстане уже около полугода. Энтузиасты внимательно наблюдали за поведением Владимира Путина, когда тот приезжал весной в Бишкек. Любой его жест толковался как признак симпатии к будущему преемнику. Впрочем, глава России проявил симпатию лишь к подаренному жеребцу, прошептав ему что-то на ухо. Местные конспирологи были разочарованы.
Предполагалось, что в недавней поездке Алмазбека Атамбаева в Россию кыргызский президент будет обсуждать кандидатуру преемника с главой России. В кыргызской прессе размах приема, оказанного Атамбаеву, был подан как признак поддержки инициатив кыргызского президента Москвой.
При этом журналисты чаще всего не упоминали, что Атамбаев прилетел в Москву с государственным визитом — такую поездку любой глава республики может совершить в другую страну лишь один раз, а подобное мероприятие всегда проводится на высшем уровне.
Владимир Путин от публичной поддержки кого-либо из кыргызских кандидатов воздержался. При этом
Кыргызстану окончательно списали 240 млн долларов долга, а ее гражданам разрешили ездить по РФ, используя кыргызские водительские права
Отстраняясь от публичной поддержки кандидатов, Москва внимательно следит за событиями в Кыргызстане, стараясь поддерживать хорошие отношения с широким спектром политиков в стране. Это касается далеко не только проправительственных персонажей, но и представителей практически всех политических сил.
При выборе контактов приоритет отдается людям адекватным, энергичным, способным выполнять взятые на себя обязательства и не генерирующим новых проблем. Подобные люди на просторах СНГ, увы, редкость.
Россия, как крупный геополитический игрок, предпочла бы не допустить усиления в Средней Азии позиций конкурентов. Особенно тех, с которыми сейчас у нее складываются не самые лучшие отношения. Последние годы в этом смысле для России в Кыргызстане были удачными — США вывели свою военную базу, часть финансируемых за счет западных средств некоммерческих организаций закрылись. Политические организации, ориентированные на запад, не смогли добиться заметных успехов.
Впрочем, за это же время
в Кыргызстане заметно усилили свои позиции Китай и исламисты
Если с Китаем у РФ сейчас сложились нормальные отношения, с представителями Саудовской Аравии дела обстоят сложнее. Причиной тому в корне отличающиеся подходы к решению сирийской проблемы (Саудовская Аравия финансирует противников Башара Асада), а также тесная связь саудитов с главным геополитическим соперником России — США.
Понимая опасения Москвы, киргизские политики указывают на слабые стороны друг друга. Вероятного будущего премьера Сапара Исакова упрекают в тесных связях с США, премьер-министру Сооронбаю Жээнбекову ставят в вину близкие контакты с саудитами, с которыми работает его брат-дипломат Жусупбек Шарипов.
https://365info.kz/2017/07/parlament-kyrgyzstana-zabolel-populizmom-ekspert/
Представители Саудовской Аравии, к слову, действительно нарастили усилия в регионе. В Таджикистане они успешно вытесняют своего основного соперника — Иран, в Кыргызстане обещают выделить около 350 млн долларов «на реализацию проектов». Есть вероятность, что именно инвесторы из Саудовской Аравии могут зайти в крупнейший в стране международный аэропорт «Манас».
Достается от конкурентов и другим политикам, кого-то критикуют за национализм, кого-то за излишнюю религиозность, а кому-то ставят в вину молодость и недостаток опыта.
К слову, из последних событий, оказавших влияние на отношение Кремля к кыргызским политикам, можно выделить реакцию кыргызских элит на появление информации о возможности отправки кыргызстанцев в Сирию. Практически все кандидаты предпочли отмолчаться. С прагматической точки зрения реакция понятна, но у некоторых «башен Кремля» позиция политиков «наша хата с краю» вызвала недоумение.
В целом,
Кыргызстан в Москве в первую очередь рассматривается как потенциальный источник рисков дестабилизации,
как внутренней, так и инициированной извне. России важно сохранение в Кыргызстане стабильности, отсутствие потрясений, массовых волнений, межэтнических столкновений и прочих ЧП.
Русский язык — это будущее молодых кыргызстанцев — посол
Москва готова продолжать оказывать помощь местным силовикам в борьбе с религиозным экстремизмом и угрозами террористического характера. Рост влияния нетрадиционных течений ислама и усиление на территории Средней Азии работы их проповедников воспринимается негативно. Все, что приводит к дестабилизации Кыргызстана и, потенциально, региона, Москва воспринимает как угрозу собственным интересам.
Совместные экономические проекты, в том числе и членство Кыргызстана в ЕАЭС, как минимум отчасти воспринимаются через призму той же безопасности. Считается, что дешевле и проще поддержать экономику Кыргызстана и помочь ей расти, чем оставить страну без поддержки, а потом за собственный счет разгребать обломки, принимать беженцев и бороться с новыми угрозами.
Итоги выборов в Кыргызстане станут известны в ноябре. К управлению страной новый президент фактически приступит уже в новом, 2018 году. Если выборы удастся провести в срок и без потрясений, это станет хорошим знаком для страны. Практики мирной передачи власти в рамках закона республике сильно не хватает.
Стабильность и предсказуемость потребуются президенту Кыргызстана, кто бы им ни стал, ведь перед ним встанет значительный набор проблем — экономика, политика, безопасность, медицина, культура и образование.