Цель у экономики Казахстана есть, но путь к ней порос бюрократическими терниями: стратегические задачи государства распылены по сотням документов, разбросанных по десяткам ведомств.
«Бюрократический коллапс — базовая, но пока неосознанная угроза для качественного роста экономики страны» — к такому выводу пришли казахстанские аналитики из агентства finprom.kz.
Как показал комплексный анализ программ развития, госуправленцы теряют целостную модель устойчивого развития. Косвенным подтверждением этому может служить вывод Всемирного банка в весеннем докладе об экономике Казахстана. Цитата из доклада: «Для достижения своих долгосрочных целей Казахстан должен заложить основы для новой модели роста, основанной на динамично развивающихся секторах.
Основные риски: слабая внешняя среда, низкий институциональный потенциал, замедление в реализации структурных реформ»
Всемирный банк является главным финансовым партнером Казахстана по внедрению международной управленческой платформы по устойчивому развитию. Так, за период конец 2012 — первый квартал 2017 года правительство увеличило портфель международных займов на модернизацию экономики с 4,8 до 13,8 млрд долларов, из них почти 30% приходится на МБРР (входит в группу Всемирного банка).
Система устойчивого развития — это международная стандартизированная платформа управления развитием страны. Она развивается под непосредственным патронажем ООН и позволяет «контролировать процессы экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей» (текст из Википедии).
Что западному бизнесу не нравится в Центральной Азии — мнения банкиров и Госдепа
Казахстан стал активным пользователем этой системы с 2013 года, приняв «Концепцию Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию». В октябре 2014 года Казахстан утвердил закон «Об официальной помощи развитию». В текущем году Казахстан принял программный документ «По утверждению основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 — 2020 годы». Эта платформа является технологическим и консалтинговым фундаментом развития экономики Казахстана.
Казахстанская версия устойчивого развития — это системный управленческий комплекс взаимоувязанных программ развития на платформе «Стратегия «Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства» (Послание Президента от 14 декабря 2012 года). Система программ развития первого и второго уровня отвечают за общую экономическую модель развития. Но в
информационном поле Казахстана этот управленческий комплекс представлен в виде разрозненных документов по разным сайтам
Количество документов уже перешло за сотню и с каждым месяцем объем управленческой информации увеличивается.
В июне опубликовано еще три новых документа: «Концепция кибербезопасности» («Киберщит Казахстан»), «Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года», «Стратегия развития АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» на 2014 — 2023 годы». До 1 сентября должны появиться еще две стратегии: инвестиционная и экспортная.
Увеличение программ развития в системе госпланирования пропорционально усложняет восприятие целостной модели развития Казахстана. Бюрократические сбои уже очевидны.
К примеру, в начале 2017 года была провалена информационная работа по регистрации внутренних мигрантов. Хотя в Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года были прописаны принципы работы по гармонизации внутренних потоков миграции (Прогнозная схема в редакции Указа Президента РК от 25.08.2015 № 73 ). Основная функция Прогнозной схемы (цитата из документа): «Обеспечивает увязку текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, позволяет скоординировать действия бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций».
Более свежий пример сбоя системы устойчивого развития. Прямой текст из стратегии АО «Байтерек» (без комментариев): «Кредитный портфель АО «НУХ «Байтерек» по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 1,9 трлн тенге. Основная доля (~75 %) кредитного портфеля приходится на БРК. Согласно анализу проектов (по стоимости), реализованных с инструментами поддержки БРК, порядка 85 % стоимости проектов приходятся на компании с государственным участием, включая субъекты квазигосударственного сектора. Справочно: по состоянию на 31 декабря 2016 года кредитный портфель АО «НУХ «Байтерек» составил 1,9 трлн тенге, а доля БРК в портфеле АО «НУХ «Байтерек» значительно не изменилась.
Что мешает Казахстану привлекать инвестиции — эксперт
При этом в соответствии со Стратегическим планом Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2014-2018 годы правительством поставлена задача по сокращению доли участия государства в экономике до 15 % к 2021 году. Таким образом, текущая практика инвестирования со стороны БРК не поддерживает задачу по сокращению участия государства в экономике».
На сегодня мы видим невысокий уровень синхронизации работы операторов в единой модели развития. На наш взгляд, основная причина — неосвоенный материал по проектному менеджменту в системе устойчивого развития, где в разных документах прописана общая методология взаимозависимости элементов управления. Очевидно, что сейчас качественный экономический рост входит в прямую зависимость от уровня компетенций каждого госуправленца по Системе устойчивого развития.