Используемые террористическими организациями методы вербовки абсолютно новыми не назовешь: похожие схемы подчас используют в маркетинге.
Как распознать в зачастившем к вам с разговорами «за жизнь» добродушном соседе опасного экстремиста и как не попасться на его удочку, в радиоинтервью Sputnik Кыргызстан рассказала психолог Евгения Ким.
— Что делают вербовщики для привлечения новых сторонников?
— Условно говоря, есть шесть ступеней вербовки. Сначала вербовщик выявляет запросы жертвы, поскольку должен понять, с кем ему предстоит «работать». У человека выпытывают, чем тот недоволен и что бы хотел изменить в своей жизни.
— Таких запросов много: «Я хочу много зарабатывать, красивую девушку, вкусно кушать»…
— Вот именно! Неудовлетворенные потребности есть у всех. Именно поэтому жертвой вербовщиков может стать любой.
На втором этапе вербовщик выявляет базовые ценности человека. Ведь, грубо говоря, для кого грабеж неприемлем, не заставишь ограбить соседа.
— То есть табу есть у каждого…
— Конечно. Далее, на третьем этапе, идет формирование интереса. Вербовщик завлекает жертву и объясняет — естественно, со своих позиций — насколько участие в экстремистской организации привлекательно и чем оно якобы может человеку помочь.
Следующий этап — формирование вербовщиком так называемой «идеальной картины мира». Если человек заявляет о своем желании больше зарабатывать, вербовщик утверждает: «Ты будешь зарабатывать много». Если жертва говорит: «Мне не нравится, что жизнь несправедлива, дети не должны умирать от голода», вербовщик скажет: «В твоих силах это изменить!». При этом главный исходящий от вербовщика месседж: «Слушай меня! Благодаря мне ты сможешь достичь, чего хочешь!»
Студенты, мигранты, заключенные: кто и как становится террористом ИГ
После этого вербовщик начинает деформировать ценности человека и замещать их своими…
— Ломать стереотипы?
— Да. И человек, кстати, может этого не заметить. Условно говоря, жертва отказывается по приказу вербовщика пойти украсть у соседа козу: «Это ведь грех, за это уголовная ответственность полагается». Тогда вербовщик парирует: «А помнишь, ты мне говорил, что хочешь справедливого мира? Какая же это справедливость, если у твоего соседа 100 коз, а у тебя ноль, и дети твои голодают? Установи справедливость сам!»
Последний этап — это фиксация, закрепление новых ценностей. Если человек уже совершил противоправное деяние, вербовщик ему говорит: «Все, теперь я твой единственный друг. От тебя все отвернутся, ты плохой. Ты теперь нужен только мне. Поэтому иди и делай то, что я тебе говорю».
https://365info.kz/2017/04/radikalnye-verbovshhiki-oruduyut-na-svadbah-i-pohoronah-ekspert/
— Вы описали очень распространенную схему. Все мошенники так делают. Некоторые этапы, насколько я знаю, используются даже в маркетинге. Это так?
— Абсолютно верно, это общая схема.
— Что же делать, чтобы не попасть в сети?
— Если человек понимает, что что-то идет не так и его попросту дурят, у него, естественно, возникают вопросы. И желательно с ними обращаться не к вербовщику, а к другим каналам информации.