В чем прогрессивность режима Башара Асада, почему Астанинский процесс — это новый геополитический прецедент и можно ли достичь полноценного соглашения по сирийскому кризису?
Эти вопросы обсуждались на круглом столе в Астане. Самые интересные из прозвучавших на нем мнений приводятся в статье Информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства.
В преддверии проведения шестого раунда Астанинского переговорного процесса, который запланирован на август 2017 года, 26 июля в Астане прошёл Международный круглый стол «Роль Казахстана и России в процессе сирийского урегулирования». Организаторами мероприятия выступили Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа, Россия) и Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Астана).
Представитель вооруженной сирийской оппозиции попытался сорвать Астанинский процесс
В рамках мероприятия обсуждались сложные процессы, протекающие в Сирии и странах Ближнего Востока, обозначались основные геополитические и геоэкономические тренды современности. Особое внимание было уделено практическим шагам в вопросе сирийского урегулирования, а также перспективам развития этого процесса.
Модерировал заседание руководитель ЦАИ «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев, который обозначил причину, обусловившую необходимость данной дискуссии:
«… прежде всего цель организации встречи состоит в том, чтобы услышать экспертные мнения относительно нынешнего состояния процесса сирийского урегулирования, роли в нём астанинских и женевских переговоров, которые определяют политическую стабильность не только в отдельно взятом регионе, но и, по сути, во всём мире…
От того, насколько быстро и качественно разрешится сирийский кризис, зависят международная безопасность и мир на Земле
Если мы вместе будем бессильны перед этим роком, проиграет весь мир», — обратился к участникам модератор.
Астанинский процесс продолжится, несмотря на недовольство США — эксперт
Первым с докладом выступил Иван Сафранчук, кандидат политических наук, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (Москва, Россия):
«… Важна не только текущая динамика, связанная с урегулированием сирийского кризиса, но и понимание некоторых особенностей кризиса для системы международных отношений, для того, что происходит как в регионе Ближнего Востока, так и вообще в мире, —
— отметил И. Сафранчук. —
Я хочу обратить ваше внимание на то, что в последние сорок лет с конца 70-х годов ХХ века у нас в мире постоянно есть как минимум один конфликт, а иногда два-три одновременно, в которых активно воюют исламисты. Всё это означает, что в принципе любая нестабильность в исламском мире, любой региональный конфликт могут привлечь – если на то будет воля идеологов и спонсоров – тысячи людей в течение нескольких недель и десятки тысяч на протяжении нескольких месяцев, полугода, года. И
из любой локальной нестабильности можно раздуть крупную региональную войну
Хотя это не всегда получается.
Вопрос состоит только в том, где в следующий раз она вспыхнет. И в общем постепенно приходит осознание того, что хотелось бы иметь такой конфликт поближе к своим «недругам» и «подальше от своих границ». Поэтому вопрос урегулирования любого джихадистского конфликта также имеет и обратную сторону – где будет следующий, куда надо «выдавливать» исламистов, куда они переместятся».
Эксперт рассказал, что с начала военной интервенции западных стран в Ираке, а затем и в ходе событий Арабской весны в мире практически исчезли режимы «третьего пути»:
«… Это тип режимов, который пытается быть и не чисто социалистическим, и не чисто капиталистическим, он ищет возможность как-то совместить лучшее из капитализма с лучшим из социализма. И надо сказать, эти режимы третьего пути в исламском мире достигли наибольшей модернизации, наибольшего социального прогресса», —
считает российский эксперт.
Правительство Сирии позитивно оценивает Астанинский процесс
Вторым с докладом выступил Артур Сулейманов, кандидат политических наук, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия):
«… Астанинский переговорный процесс позволяет преодолеть ограниченность дискуссии узкими границами мейнстримных точек зрения, называемых «официальная полемика». Он по своей сути служит платформой, наиболее близкой политическому консенсусу в вопросе сирийского урегулирования, поскольку объединяет за одним «переговорным столом» все заинтересованные стороны конфликта.
Поэтому этот формат будет востребован, а сами стороны будут использовать его максимально.
Сама же Астана давно всем доказала, что является особой надёжной площадкой, способной принимать различные международные мероприятия, будь то ЭКСПО или обсуждение вопросов сирийского урегулирования», —
поделился своим мнением А. Сулейманов.
Спикер подробно остановился на успехах астанинских переговоров, уделяя особое внимание трансформации геополитических сил в мире:
«… Мы можем наблюдать за тем как в мире возникают новые конфигурации геополитических сил, способные на деле решать сложные конфликтные ситуации при минимальном задействовании в участии традиционных международных игроков. Так можно с полной уверенностью заявить, что астанинский переговорный процесс стал возможным благодаря усилиям Российской Федерации, Ирана, Турции и конечно же Казахстана.
Обращаю ваше внимание на то, что
США практически не имели реального веса в организации переговоров в Астане. Они были лишь приглашены. Вот вам и новый геополитический прецедент,
когда организация мероприятия проходит без бдительного участия наших североамериканских коллег. Переговоры в Астане уже стали неотъемлемым элементом процесса сирийского урегулирования», —
считает российский политолог.
Астанинский процесс: фрагменты
Заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва Айгерим Оспанова в своём выступлении отметила сложность решения сирийского вопроса в ближайшее время:
«… Трудно достичь полноценного соглашения по сирийскому кризису, учитывая тот факт, что в регионе конфликтная ситуация является одной из самых сложных в современном мире».
Эксперт также отметила, что тон российско-казахстанскому партнёрству, в том числе и в вопросе сирийского урегулирования, «задают национальные лидеры двух государств Путин и Назарбаев».
Доклад главного редактора центрально-азиатского направления Пресс-Клуба «Содружество» Жанар Тулиндиновой был посвящён анализу и рассуждениям о последних событиях в вопросе сирийского урегулирования:
«В 2017 году Казахстан вошел в Совет безопасности в качестве непостоянного члена.
Руководство Казахстана нацелено максимизировать усилия по деэскалации региональных конфликтов
Предложение Казахстана о предоставлении площадки по сирийскому урегулированию полностью отвечает поставленным задачам», —
считает Ж. Тулиндинова.
Обсуждая происходящее в Сирии, участники Круглого стола отметили, что ситуация является сложной и труднопрогнозируемой, и пришли к выводу, что переговорный процесс в Астане следует рассматривать не как альтернативу Женевским консультациям, а как удачную инициативу по организации смежных мероприятий, имеющих не меньшее значение для сирийского урегулирования.
По мнению участников мероприятия, нет смысла считать количество раундов в переговорном формате, здесь недопустим математический подсчёт. Некоторые конфликты обсуждаются в течение 15-20 раундов, перед тем как появляется общее решение, устраивающее все стороны вопроса.
Почему на Астанинский процесс не пригласили экстремистов — эксперт