Социальное страхование ударит по бедным, считают эксперты. При этом некоторые экономисты полагают, что предпринимателям тоже придется тяжело. Представители бизнес-кругов заверяют, что справятся.
Экономист Рахим Ошакбаев считает, что начало выплат в фонд социального медицинского страхования (ФСМС) может принести больше проблем, нежели пользы.
— Меньше чем через неделю работодатели Казахстана будут вынуждены начать оплачивать за своих 6,4 млн работников обязательные страховые взносы. Это влечет дальнейшее ползучее и неадекватное увеличение и так крайне высокой нагрузки на фонд оплаты труда, — написал он на своей странице в Facebook.
Особо он отметил, что почти миллион индивидуальных предпринимателей тоже должны будут начать выплату ежемесячных взносов. Кроме того, раскошеливаться придется самозанятым и экономически неактивным гражданам.
https://365info.kz/2017/05/realnaya-bezrabotitsa-v-neskolko-raz-prevyshaet-ofitsialnuyu-statistiku-eksperty/
— Домохозяйки, таксисты, неформально занятые (а это около 1,2 млн человек) должны будут начать делать за себя взносы с 2018 года,
иначе они существенно будут ограничены в объеме доступной им медицинской помощи,
— напомнил экономист.
Рахим Ошакбаев утверждает, что «содержание очередного внебюджетного фонда (аналогичного ЕНПФ) обойдется нам, согласно их же расчетам, в 8,5 млрд тенге в год за счет комиссий с наших взносов». При этом, по его мнению, сама реформа нуждается в кардинальной переработке. И тому есть целый список доказательств из 5 пунктов, который и привел экономист в подтверждение своих слов.
Он напомнил, что «экономическая целесообразность создания ФСМС заключалась в снижении нагрузки на бюджет и повышении ответственности граждан за состояние своего здоровья». Однако сейчас эти цели достигнуты не будут.
Во-первых, нагрузка на бюджет наоборот увеличится
Вопрос с ответственностью граждан остается открытым.
Одновременно с этим дополнительный груз ляжет на плечи бизнесменов и самозанятых.
По мнению экономиста, 233 млрд тенге, которые приходятся на долю бизнеса и самозанятых, «не является критической суммой для бюджета и составит всего 20% от потенциальных расходов на здравоохранение». А вот для каждого отдельного человека взнос может играть существенную роль.
Президент алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев видит еще одну проблему — неизвестно, как регистрировать самозанятых, которых, по его словам, в Казахстане уже огромное количество. По последним данным, таковых 1,8 — 2 млн человек.
https://365info.kz/2017/05/bezdelnik-ili-bezrabotnyj-kogo-budut-nakazyvat-za-tuneyadstvo/
— Вообще-то, это называется «скрытая безработица». И никто ничего не делает, только каким-то образом легализовали торгующих на рынках. Механизма регистрации самозанятых нет, «вылавливать» какими-то административными методами невозможно.
Можно только отказывать в медицинских услугах в расчете на то, что жизнь сама заставит,
— говорит бизнесмен.
Дополнительную нагрузку на бизнес Виктор Ямбаев считает вполне терпимой.
— Большинство у нас платит минимальную заработную плату, поэтому траты у работодателя будут минимальными, — говорит он. — Весь вопрос в сохранности этих денег. Их могут просто украсть или растратить. Тем более, что прецеденты уже есть, начиная от ФОМС-а, деньги которого умыкнул Талапкер Иманбаев, и заканчивая размещением средств ЕНПФ, где темная история с непонятным концом.
Следующим минусом в предлагаемой страховой реформе Рахим Ошакбаев называет ограничение доступа к медицинской помощи. Часть услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) переходит как раз в страховую часть.
Доступ окажется затруднен или вообще пропадет для неформально занятых. По данным Ошакбаева, это 382 тыс. неформальных работников и 344 тыс. непродуктивно самозанятых. Особенно это касается сельчан в силу их бедности. В 2016 году среднедушевые доходы на селе (использованные на потребление) составили всего 33 тыс. тенге в месяц.
Виктор Ямбаев утверждает, что
теоретически Казахстан в силах вообще сделать медицину бесплатной для всего населения
— В стране, где в недрах присутствует вся таблица Менделеева, а населения мало, это было бы вполне реально. Но уже не получится. Потому что советские иллюзии закончились, сейчас приходит новое поколение, которое воспитано на западной идеологии. Когда врачи не лечат, а оказывают медицинские услуги, учителя не учат, а оказывают образовательные услуги. Кто заплатил — тот имеет право на такие услуги, кто не заплатил — не имеет, — считает Ямбаев. — Государство поэтому и пошло на такие меры, чтобы хотя бы частично попробовать компенсировать медицинские затраты.
Далее Рахим Ошакбаев называл еще целый перечень недостатков, объединенных в один большой пункт.
Отдельной графой, по мнению экономиста, стоят высокие административные расходы.
На содержание ФСМС нужно около 1,25% от активов или 8,5 млрд тенге
— Для сравнения: содержание территориальных органов комитета оплаты медицинских услуг со штатом 242 единицы обходится бюджету в 0,7 млрд тенге, — утверждает он.
Из всего вышесказанного Рахим Ошакбаев делает четкий вывод:
выплату взносов нужно отложить, а реформу доработать
Виктор Ямбаев с ним несогласен. Он считает, что запускать можно уже в предлагаемом виде, «хотя бы чтобы попробовать, что такое платная медицина».
— Но от государственного финансирования ни в коем случае нельзя полностью отказываться. И даже стремиться к этому не нужно, — полагает Ямбаев. — Сейчас появилось новое явление в хваленой Америке, которое называется «медицинское банкротство», когда существующая страховка не покрывает стоимость операции и человеку в ней отказывают. Тогда он просто вынужден закладывать дом или другое имущество.
Медицина в Англии шокирует, вежливость — радует — поуехавшая
При этом бизнесмен отмечает, что деньги должны быть под строжайшим контролем, чтобы не наступить на прежние грабли.
Но и останавливаться уже тоже нельзя — нужно продолжать движение