Эксперты склонны связывать процесс с начавшим работать общим рынком труда ЕАЭС. Кроме того, этот факт может говорить о слишком низком уровне зарплат в Казахстане.
Число и суммы денежных переводов из-за рубежа в Казахстан увеличивается, пишет портал Ranking. Число транзакций за январь-март 2017 года составило 311,6 тыс., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 19,8%, или на 51,6 тысячи. В денежном эквиваленте переводы составили 56,2 млрд тенге, что на 26,9% (11,9 млрд тенге) больше, чем в 2016 году. Средняя сумма перевода на одну транзакцию выросла на 5,9% (10 тыс. тенге) и составила 180,5 тыс. тенге.
Тимур Айсаутов, социолог и директор исследовательского центра «Даму» говорит, что в некоторых странах (например, в России) обычно
принято на основе переводов физических лиц вычислять объемы трудовой миграции.
Чем грозит Казахстану наплыв мигрантов в Россию?
— Есть такая аналогия. По Казахстану эту информацию трактовать достаточно сложно, но все-таки полагаю, что в большинстве своем это именно переводы физических лиц.
То есть казахстанцев, которые работают за рубежом и отправляют заработанное домой,
— считает Тимур Айсаутов, — другими факторами объяснить такую картину сложно.
Соответственно, если растет число переводов, логично было бы предположить, что увеличилось количество сограждан, выехавших на заработки за пределы страны. Могут играть свою роль и другие факторы, но в незначительном объеме.
Социолог уверен, что
средний размер одной транзакции (180 тыс. тенге) говорит только об одном — трудовая миграция Казахстана «носит более высококвалифицированный характер»,
чем в том же Узбекистане или Таджикистане. На заработки выезжают не дворники с разнорабочими, а достаточно хорошие инженеры, экономисты, в общем, если и не профессиональная элита, то достаточно близко к этому понятию. Отсюда и сравнительно высокий размер переводов.
По словам Айсаутова, первый фактор, повлиявший на увеличение трудовой миграции из Казахстана — формирование рынка труда в Евразийском Союзе. Второй — общая глобализация, в результате чего наши специалисты отправляются не только в Москву, но и в Лондон, Париж, Вашингтон. Хотя на долю России, как показывают социологические исследования, все равно приходится больше.
https://365info.kz/2017/05/denezhnye-perevody-migrantov-razrushayut-suverenitet-tadzhikistana/
При этом социолог считает, что к нам приезжает примерно такая же доля профессионалов, как и покидает Казахстан. Обмен с той же Россией примерно равный. По крайней мере, в прошлые годы ситуация, по его словам, была именно такая.
— Трудно говорить, кто является в большей степени поставщиком работников. По моим данным,
в прошлые годы балансы переводов из Казахстана в Россию и наоборот были одинаковыми,
— утверждает он.
По объему денежных переводов за январь-март 2017 года лидируют системы Золотая корона и Western Union с совокупной долей на рынке 65,9%. Через Золотую корону перевели 24,6 млрд тенге, рост за год составил 24,7% (4,9 млрд тенге). Следом идет система Western Union с объемом переводов 12,5 млрд тенге, что на 27,6% (2,7 млрд тенге) больше, чем в 2016 году. Доля от рынка выросла с 22,1 до 22,3%. Замыкает тройку лидеров система Юнистрим. Объем денежных переводов составил 5,8 млрд тенге, рост с 2016 года на 35,7% (1,5 млрд тенге) по сравнению с январем-мартом 2016 года. Доля от рынка выросла с 9,6 до 10,2%.
По количеству транзакций также в первой тройке Золотая корона и Western Union, на которые приходится 58,5% от общего числа. За 1 квартал 2017 года через систему Золотая корона произведено 101,9 тыс. транзакций, что на 14,4% (12,8 тыс.) больше, чем в 2016 году. Доля от рынка уменьшилась с 34,3 до 32,7%.
На втором месте Western Union — 80,5 тыс. транзакций, рост составил 32,2% (19,6 тыс.), доля от рынка выросла с 23,4 до 25,8%.
Замыкает топ-3 за январь-март 2017 года система Блиц — 36,3 тыс. транзакций, на 21,4% (6,4 тыс.) больше, чем за аналогичный период 2016 года. Доля от рынка увеличилась с 11,5 до 11,7%.
Гульмира Илеуова, президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» согласна с мнением, что между переводами и ростом трудовой миграции наличествует связь. При этом особое внимание она обращает на то, что «системы, через которые осуществляют переводы, довольно дорогие». По ее мнению, это лишний раз подтверждает тезис, что
на заработки поехали не дворники, а высококлассные спецы
Как тот же средний размер транзакций, о которых говорит Айсаутов.
— Долгое время бытовало представление, что из Казахстана вообще почти не выезжают на заработки. Потом неожиданно появились данные про 540 тысяч человек, которые якобы работают в России. Тогда это публично почему-то не обсуждалось. Так и осталось непонятным, были ли это целиком трудовые мигранты или вместе с ними посчитали студентов, бизнесменов и так далее, — говорит она. — Сейчас заработал рынок труда, в том числе и в Евразийском Союзе. Не могу сказать точно, насколько хорошо это для нас или плохо. Но мы знаем, что и в нашу страну приезжают тоже на заработки, причем не только из ЕАЭС.
В марте 2017 года было переведено из-за рубежа в Казахстан 21,5 млрд тенге — на 19,6% (3,5 млрд тенге) больше, чем месяцем ранее. Количество транзакций за месяц выросло на 20,1% (19,9 тыс.), до 118,7 тыс. транзакций.
Гульмира Илеуова утверждает, что это «нормальный экономический процесс». Правда, она видит в этом и негативный момент, но не в качестве следствия, а как одну из причин сложившейся ситуации.
Вторая волна эмиграции начинается в Казахстане — Султанов
— Если появился такой рост, можно говорить о том, что в стране мало работы и недостаточен уровень зарплат.
В результате высококвалифицированная рабочая сила уходит в другие страны,
— считает она.