Заявление члена Совета директоров ЕНПФ Кайрата Келимбетова, экс-председателя Нацбанка, а ныне управляющего Международным финансовым центром «Астана», о полном возврате вложенных пенсионных средств в проблемный «Международный банк Азербайджана», стало неожиданным и приятным сюрпризом.
Свое заявление г-н Келимбетов сделал в кулуарах Астанинского экономического форума в первый день его работы. В самом ЕНПФ, Совет директоров которого возглавляет зампред Нацбанка Дина Галиева, а правление – Нурбуби Наурызбаева, на тот момент от комментариев и официальных заявлений воздержались, как и вообще от публикации какой-либо информации по поводу ситуации с возвратом средств из МБА. Г-жа Наурызбаева, судя по информации на сайте ЕНПФ, в последнее время посещала регионы. Кроме того, руководству «ЕНПФ» пришлось потратить значительные информационные усилия на поддержание имиджа после скандального выхода из состава Общественного совета его председателя Досыма Сатпаева вместе с Ботагоз Жумановой и Рахимом Ошакбаевым. Кстати, последний опубликовал в Facebook свои выкладки о значительном росте расходов на оплату труда и командировочные в ЕНПФ, энергичным опровержением которых топ-менеджмент фонда был занят в мае, как и ответами обеспокоенным депутатам мажилиса по поводу обнаруженных последними фактов умышленного завышения ЕНПФ своих доходов и получении многомиллиардной компенсации.
Возвращение Келимбетова в ЕНПФ: что ждать от финансового «тяжеловеса»?
На этом кипучем фоне явный дефицит информации по возврату средств из МБА выглядел, конечно же, нонсенсом, поскольку речь идет более чем о 70 млрд тенге. Г-жа Наурызбаева переадресовала этот вопрос Нацбанку, который осуществляет инвестиционное управление пенсионными активами ЕНПФ. Заодно она пояснила, что Совет директоров и правление последнего не участвуют в принятии решений по инвестиционному управлению этими активами и не принимают решений по покупке-продаже финансовых инструментов за их счет. Выглядела такая позиция довольно странно, поскольку, как отмечалось выше, глава Совета директоров ЕНПФ, г-жа Галиева, как раз и представляет Нацбанк!
Тем временем страсти по возврату средств из МБА разгорелись в мажилисе с подачи того же г-на Ошакбаева, обратившегося во фракцию ДПК «Ак жол» со своими выкладками. В своем депутатском запросе на имя председателя Нацбанка Данияра Акишева «акжоловцы» напомнили, что ранее били в набат по поводу 3 млрд тенге из ЕНПФ, зависших в «Казинвестбанке», лишенном лицензии, и 5 млрд тенге, вложенных в облигации компании «Бузгул Аурум». Найти и наказать виновных потребовали и депутаты от фракции партии «Народные коммунисты». В ответ г-н Акишев пояснил, что в любом случае ЕНПФ предстоит понести убыток в результате реструктуризации обязательств «МБА» как по приведенной стоимости этих облигаций, так и по упущенной прибыли даже при наличии вариантов обмена по номиналу в отношении один к одному. Заодно он снял ответственность с нынешнего руководящего состава центрального банка и ЕНПФ, заявив, что решение о покупке облигаций «МБА» принимали «люди, которые на тот момент работали в Нацбанке».
В итоге такой подчеркнутой пассивности на грани безразличия к интересам вкладчиков ЕНПФ ситуация для них складывалась явно тупиковая, поскольку им открыто давали понять, что пора готовиться к очередному списанию огромных убытков с индивидуальных пенсионных счетов. Однако в правительстве, которое является собственником ЕНПФ, рассудили иначе и решительно выступили на защиту интересов вкладчиков. Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства в конце мая напомнил, что государство гарантирует сохранность пенсионных взносов и прямо заинтересовано в решении этой ситуации. Г-н Сагинтаев обсудил ее с главой правительства Азербайджана, который заверил его в оказании «всесторонней поддержки в процессе возврата долга всем кредиторам банка». Далее, премьер назначил спецпредставителей по возврату средств ЕНПФ из МБА. Министр финансов Бахыт Султанов вступил в переговоры со своим азербайджанским коллегой, обозначив главную позицию казахстанской стороны – сохранение основного долга по облигационному займу в $250 млн и максимальные усилия по отстаиванию интересов вкладчиков.
Нацбанк усвоил «азербайджанский» урок, пересмотрев тактику инвестирования денег ЕНПФ
А в начале июня последовали оргвыводы и для руководства ЕНПФ. Правительство досрочно прекратило полномочия своего представителя в Совете директоров фонда Эдуарда Утепова, назначив вместо него г-на Келимбетова и вице-министра финансов Руслана Бекетаева. А независимого директора Энтони Эспина, возглавляющего «АТФБанк», сменили Кадыржан Дамитов — экс-председатель Нацбанка, и Бисенгали Таджияков, долгое время занимавший пост зампреда в центральном банке. Такое резкое усиление состава Совета за счет трех бывших представителей топ-менеджмента Нацбанка, судя по всему, было сделано не только в пику нынешнему его руководству, но и с тем, чтобы обеспечить правительству заведомый перевес голосов при голосовании, в котором участвуют теперь 8 членов этой руководящей структуры. Также вполне возможно, что в ближайшем будущем будет смещена с поста председателя Совета и г-жа Галиева.
И уже через неделю после этого экстренного кадрового маневра правительства последовало упомянутое выше весьма позитивное заявление г-на Келимбетова. В первую очередь он разъяснил причины своего появления в Совете директоров ЕНПФ, подчеркнув, что «не так много людей в Казахстане, которые имеют опыт по реструктуризации. Поэтому правительство меня попросило». Далее он порадовал вкладчиков ЕНПФ сообщением, что все вложенные в облигации «МБА» пенсионные средства будут возвращены в полном объеме и «озабоченность общественности на этом может закончиться». Что ж, теперь остается только ждать позитивных вестей из Баку!