Смена руководства Всемирной ассоциации казахов, национальное строительство в Казахстане и реакция на это соседей нашей страны — эти вопросы sayasat.org обсудил с главным экспертом РГУ «Қоғамдық келісім» Максимом Споткаем.
— На ваш взгляд, с какими итогами завершился последний курултай казахов?
— Мы участвовали в основном мероприятии с президентом. В здании МИДа прошел круглый стол, где в рабочем порядке обсуждались вопросы, которые возникли в ходе пленарного заседания.
Проблемы возникли давно, они как были 5 или 10 лет назад, так и остались. Очень хочется надеяться, что новое руководство их решит и дело сдвинется с мертвой точки. Например, по поводу российских казахов. Они едут сюда, но им сложно поступить в вузы, потому что много грантов выделяется на казахскоязычное отделение. А в России ещё не такой высокий уровень казахского языка.
— Как вы оцениваете ротацию в руководстве всемирной ассоциации казахов?
— Талгат Мамашев руководил организацией последние 13 лет. Эта организация, где нужна сменяемость руководства. Его команда работала в Алматы – городе, который уже не является политцентром. Надо заметить, что это о чем-то говорит.
Новый человек имеет международный опыт работы. Заутбек Турисбеков имеет его на территории бывшего СССР. Надеюсь, что он ему поможет. После курултая было заявлено, что офис будет в Астане и новая команда будет формироваться в политцентре страны.
Хотелось бы, чтобы команда нового руководства организации состояла из поборников казахского языка и традиций казахского народа
Вообще, есть смысл создать при организации некий общественный совет, который будет состоять из людей, которые проживали за рубежом. Например, нынешний глава института имени Шокана Уалиханова, который родился в Омске. Такие люди знают, что нужно казахам за рубежом и как улучшить миграционную политику.
Назарбаев поручил вдвое увеличить квоту в вузах для казахов из-за рубежа
— Как вы относитесь к тому, что государство делает акцент на росте национального сознания?
Абсолютно нормально. В этом русле написана последняя статья президента. С учетом тех процессов, которые идут в Казахстане, а сегодня больше половины населения Казахстана – это казахи, это нормальная практика.
Если раньше мы говорили, что у нас многонациональное государство, то сегодня мы ускоряемся в процессе создания единой нации
Мы говорим про казахский народ. Я думаю, что этот акцент логичен в таком случае.
https://365info.kz/2017/05/natsionalizm-v-kazahstane-vyshel-na-novyj-etap-ekspert/
— Как окружение Казахстана относится к росту казахскости в госполитике страны?
Смотря о ком говорить. Южные соседи нормально относятся к этому, потому что у них идут схожие процессы.
Северные соседи болезненно реагируют на любые национальные вопросы. Например, на попытки возрождения национального самосознания
Мне кажется, что это пережиток имперского синдрома, когда государство хочет контролировать все.
Тем не менее, министр образования России говорит о переходе на латиницу, и это звучит странно. С другой стороны, есть внутренние вопросы, которые мы не будем согласовывать с соседями. Такие попытки нецелесообразны и перспективы никакой не имеют.
Казахский язык можно перевести на латиницу раньше 2025 года — Назарбаев
— Несколько лет назад предлагали создать министерство по делам оралманов. Идея не получила развития. С чем это связано?
Президент говорил про это: когда возникает проблема, мы создаем министерство, а потом начинаем думать, чем оно будет заниматься. Эта цитата президента хорошо отвечает на этот вопрос. На курултае об этом тоже говорили.
У нас есть комитет по миграции, в котором уровень работников недостаточно высокий. Поэтому миграционная политика тормозится
Возможно, из-за того, что у госоргана статус комитета.
Было бы агентство, тогда бы улучшился тамошний кадровый потенциал. Думаю, что многие вопросы можно в таком случае было бы решать проще. И решение этого вопроса было бы индикатором работы нового руководства всемирной ассоциации казахов.