По мнению экономиста Рахима Ошакбаева, увлекаясь финансовыми манипуляциями для достижения стабильности цен, Нацбанк забывает о необходимости обеспечения экономического роста.
С ним не согласен бывший председатель финрегулятора, экономист Ораз Жандосов. Дискуссию двух экспертов отразил портал total.kz.
Астанинский экономический форум (АЭФ) завершился. В СМИ и социальных сетях опубликовано большое количество различных мнений участников, гостей и организаторов о самом форуме, достоинствах и недостатках как содержательной части, так и его организации.
Мнения порой совершенно полярные. Некоторые черты нынешнего мероприятия отмечают как отличия от предыдущих форумов. Пожалуй, наиболее обнадеживающий для Казахстана факт, что наряду с иностранными экспертами в работе форума участвовало много отечественных специалистов. Правда, мнения наших экспертов тоже весьма различны.
К примеру, Рахим Ошакбаев, ставший довольно известным после того, как одним из первых поднял вопрос о вложенных в обанкротившийся Международный банк Азербайджана пенсионных деньгах, весьма критично высказывается о мерах, реализуемых Национальным банком Казахстана. Учитывая, что АО «Единый национальный пенсионный фонд» (ЕНПФ) находится в управлении Национального банка РК, это логично. Но критика Ошакбаева касается не только управления ЕНПФ, а в целом деятельности Нацбанка по развитию экономики Казахстана.
Рахим Ошакбаев недвусмысленно высказался по поводу инфляционного таргетирования, основным принципам которого следует Нацбанк, закрепив это в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2017 год». На своей странице в Facebook он написал буквально следующее:
«Побеседовали с Борисом Титовым (уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей – прим. ИА Total.kz) «на злобу дня». Он также разделяет скепсис в отношении фетиша инфляционного таргетирования и вообще его уместности в чистом теоретическом виде для таких высокозависимых от нефти стран, как Казахстан или Россия».
Ораз Жандосов, участвовавший в АЭФ наряду с Ошакбаевым, более сдержан в своих оценках. Отвечая на вопрос ИА Total.kz о его отношении к инфляционному таргетированию, он сказал: «Вопрос в том, насколько оно (инфляционное таргетирование – прим. ИА Total.kz) подходит Казахстану на данной стадии развития. Скорее так надо ставить вопрос. Есть над чем поразмышлять. Но лучше размышлять не абстрактно, а говорить, что подходит».
– Как вы считаете, что сейчас подходит Казахстану на данный момент?
– У меня нет ответа. Кто-то берет на себя смелость, но я, например, на себя такое не возьму. У меня рецепта сейчас нет. Я вижу плюсы и минусы инфляционного таргетирования. Но сказать, что у меня есть иное альтернативное последовательное мнение, я сказать не могу.
Рахим Ошакбаев прямо говорит, что Нацбанк игнорирует поручение президента Нурсултана Назарбаева по обеспечению экономического роста совместно с правительством. «Президент публично давал поручение Нацбанку по двойному мандату еще в начале года. Но похоже, Нацбанк его демонстративно проигнорировал, играя в фетиш таргетирования инфляции. Поэтому не совсем уверен, что напоминание премьер-министра получит положительную реакцию от Нацбанка».
«Премьер-министр Бахытжан Сагинтаев: «Нацбанк должен иметь мандат не только регулирования своих финансовых отраслей, банков, но и мандат по росту экономики. Если вы внимательно читали послание 2017 года, там четко написано: «Национальный банк совместно с правительством отвечает за экономический рост» . Но этого мало, этого мандата нет законодательно. Это надо прописать в законодательстве Национального банка. Тогда он будет смотреть на нас и на вас другими глазами», – сказал он на IV съезде Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» в среду в Астане», –
написал Ошакбаев в Facebook сразу после съезда НПП, фактически противопоставляя друг другу правительство и Национальный банк.
Ораз Жандосов традиционно более сдержанно высказывается по этой теме:
«Это серьезный вопрос: роль центрального банка в экономическом росте. Загуглите, найдете примерно 2 тысячи диссертаций. Это нужно обсуждать отдельно, готовиться. Опять же, смотрите — то, что озвучил Мырзахметов (председатель правления НПП, выступление на съезде НПП «Атамекен» – прим. ИА Total.kz), это то, что нужно бизнесу. Прогнозируемая инфляция, низкие ставки, «длинные» деньги. Им нужно это. Может ли это создать Нацбанк? Уверенности на самом деле ни у кого нет. Конечно, проблема тоже есть. 25 лет ходим, а этого нет».
Сам Нацбанк делает ставку на доллар
Большое негодование Ошакбаева вызвало заявление Нацбанка о намерении выйти со своими нотами (ценные бумаги Нацбанка – прим. ИА Total.kz) на рынок сбережений населения:
«Снова государственные органы пытаются активно вмешиваться в экономику, создавая несправедливую конкуренцию и вытесняя частный бизнес. Ноты Нацбанка на розничном рынке – это альтернатива банковским депозитам, частным заемщикам, эмитентам ценных бумаг и т. д. Как регулятор может быть одновременно и игроком регулируемого рынка?
Зачем нам тогда нужны банки и финансовая система? Пусть Нацбанк и принимает деньги напрямую от населения и юрлиц. Будем строить вместо рыночной финансовой системы один большой ГигаГосБанк в лице Нацбанка», –
написал экономист все в том же Facebook.
Новые ноты Нацбанка отберут «хлеб» у банков второго уровня — экономист
Жандосов же не видит в этом большой проблемы. Хоть и 20 лет назад, но он работал председателем Нацбанка и знает вопрос не понаслышке.
«Но он (Нацбанк – прим. ИА Total.kz) все время их выпускает! Конечно, правильно. Он же стерилизует. Если создается много денег в экономике… Не путаем регулятора банковского сектора. Это отдельно. Тут есть определенный конфликт интересов. Но это надо выделять регулятора. Как АФН (Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций – прим. ИА Total.kz) был, как я его тогда выделил, слава богу, в свое время. Это надо вернуть.
А что касается монетарной и денежно-кредитной политики, которой занимается Нацбанк, здесь как раз противоречий нет. Это инструмент. Чтобы проводить денежно-кредитную политику, он выпускает ноты, т. е. здесь надо разделить регулирование банковского сектора и денежно-кредитную политику», –
считает Жандосов.