По мнению эксперта, основная причина в том, что бедные продолжают беднеть, а богатые богатеть.
Политолог Марат Шибутов считает, что сегодня в России налицо серьезные протестные настроения. Мало того, они вполне могут вылиться во что-то очень неприятное для властей. Может быть, до силовых столкновений и не дойдет, но на выборах в 2018 году могут быть сюрпризы. Об этом он рассказал в интервью порталу 365info.
— Если что-то происходит, тому должны быть причины. Вы считаете, что недовольство россиян властями растет. А почему так происходит?
— Причин тому несколько, и самая главная из них — продолжающееся ухудшение социально-экономического положения населения. Причем происходит это на фоне социального расслоения, то есть
богатые продолжают богатеть, а бедные продолжают беднеть, и скорость обоих процессов увеличивается
Если бы беднели все вместе, например, в результате того же кризиса, для простых россиян это было бы все-таки не так обидно.
Как Казахстану избежать печального опыта России?
Еще одна проблема в том, что у российской власти не наблюдается никакой экономической стратегии по выходу из кризиса. Фактически правительство не работает. Неизвестность — это хуже всего. Даже «злобные», но осмысленные действия были бы лучше. А когда невооруженным взглядом видно, что власть ничего не может сделать, у граждан появляются вполне резонные вопросы: а чем эти люди вообще занимаются и не пора ли им покинуть кабинеты?
— Уже все зашло настолько далеко?
— Да. К тому же в Москве началась реновация, под предлогом которой осуществляется фактически массированный снос жилых кварталов. Причем происходит это без особых гарантий для собственников квартир, что им предоставят адекватную компенсацию или замену.
А когда у людей отнимают жилье — им это, мягко говоря, не нравится
И на настроения в обществе это влияет не самым лучшим образом.
Сносят потому, что якобы эти кварталы ветхие. Хотя на самом деле это далеко не всегда. Есть, конечно, и такие, что убрать давно пора, но под снос попадают вполне хорошие и даже элитные «сталинки». И вот сносят жилье в центре, а взамен бывшему владельцу могут выдать квартиру где-то на задворках города — за третьим транспортным кольцом. Обмен неравноценный, люди на этом теряют буквально сотни тысяч долларов.
В этом случае главные возбудители социально-экономического недовольства — это мэр Москвы Сергей Собянин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Их действия и стали поводом для митингов.
— Очаг недовольства в столице, москвичей начали поддерживать другие регионы?
— Да, у этих выступлений уже страновой охват. Жители крупных городов уже протестуют не только в защиту москвичей, но и против действующей власти в принципе.
— Скоро будет известно хотя бы примерное количество участников митингов 12 июня. Какие цифры для Москвы и регионов можно назвать уже серьезными и заставляющими задуматься?
— Если в Москве соберется в районе 50 тысяч — это будет уже очень серьезно. Для областей как минимум тысяча человек.
— Неужели тысяча — это для России много? Разве что для какого-нибудь совершенного захолустья.
— Учитывая, сколько людей там сажают, а уже начались реально массовые репрессии, это вполне серьезно. То есть на улицу выходят уже очень мотивированные боевые люди, знающие, на что идут.
Анатомия митингов в России: генеральная репетиция для поколения гаджетов
— У российской власти имелся определенный «запас прочности» в результате внешней политики.
— Он уже закончился. Как раз этой весной холодильник победил телевизор, в результате и присоединение Крыма, и прочие политические штучки уже забыты. Потому что теперь россиянам нужно не это. Вся страна не может жить одним Крымом — гражданам нужно иметь перспективы, хорошую работу и так далее.
— Как вы относитесь к персоне Навального?
— При всех его недостатках типа слабенькой программы и тому подобного он на сегодня единственный. Никого больше просто не осталось.
Навальный стал единственной зоной притяжения для всей «оппозиционной тусовки» России
И теперь человек может быть либо вместе с Навальным, либо с властью. Третьего не дано. Я имею ввиду политически активных людей, а неактивных можно вообще не считать. Они не играют никакой роли в политике.
«Метод Навального» в Казахстане не сработает — эксперт
— Какие сейчас могут быть примерные варианты развития событий? Уже можно что-то прогнозировать?
— Сейчас будет один митинг, потом другой. Где-то эти митинги разгонят насильно, кого-то задержат. Все развивается по спирали, но повторения каждый раз получаются все сильнее. Допустим, усилятся московские протесты против реновации. Московские власти захотят снести очередной дом, а жильцы вдруг начнут сопротивляться, но уже силовыми методами. Будут бросаться под бульдозеры, кто-то погибнет. Или все-таки уедут, но их обманут с компенсацией. А там не дадут жильцы. И что будут делать? Если они не уедут, или уедут, а их обманут — и начнутся самосожжения или что-то в этом роде. Тогда
внутриполитическая стабильность в Москве посыпется, как карточный домик
— Скоро России предстоят президентские выборы. Есть еще время сбить накал недовольства в обществе, если он действительно так велик?
— Времени уже практически нет. Администрация полгода проводила внутреннюю реорганизацию и до самой весны ничего не делала по прямым обязанностям. Сейчас только начали раскачиваться, к сентябрю может только начнут что-то делать, а у Навального уже сейчас готовы 50 или 60 штабов.
При этом московские застройщики представляют из себя такую супержадную категорию людей, которая ни перед чем не остановится. Они будут давить на московского мэра, тот продолжит сносить жилые дома, а напряжение в российской столице будет только нарастать.
— Но ведь Москва — это же еще не вся Россия. Вы считаете, что от температуры в столице зависит все остальное государство?
— 85% денег всей России находится в Москве, все остальное уже не имеет никакого значения. Россия вообще сверхцентрализованная страна. Что происходит в Москве, то же будет происходить и во всех других городах. И исторически это Москва создала Россию, а не Россия Москву.
Допустим, Путин выиграет выборы по всей стране, но проиграет в Москве. Это будет означать его минимальную легитимность. То есть он окажется в подвешенном состоянии. Даже если Навальный по Москве наберет хотя бы 40 процентов — это уже будет означать крах действующей политической системы. И надо будет ее заново переформатировать.