Украина стоит в одном шаге от введения цензуры — об этом говорит как блокировка российских сайтов, так и ажиотаж вокруг «Синего кита».
Как следует из статьи журналистки Марианны Присяжнюк на eurasianet.org, некоторые эксперты на Украине уже видят на горизонте тоталитаризм.
15 мая указом президента Петра Порошенко на Украине вступил в силу подготовленный Советом нацбезопасности и обороны (СНБО) пакет антироссийских санкций. Санкции включают закрытие на территории страны доступа к соцсетям «ВКонтакте» и «Одноклассники», порталам Mail.ru и Yandex.ru, а также ряду российских телеканалов.
Выступая в Страсбурге, Порошенко подчеркнул, что Украина готова отменить санкции после «прекращения агрессии РФ» на Донбассе. Официальным Киевом запреты преподносятся как инструмент для противостояния «гибридным угрозам» и пропаганде Кремля.
«ВКонтакте» заблокирован на Украине
Специалисты сомневаются в возможности скорой реализации запретов.
«Технически это возможно только через год, если будет политическая воля. Для введения цензуры необходимо, чтобы провайдеры перестроили свои сети», –
отметил эксперт Интернет-ассоциации Украины Максим Тульев. По его словам, на данный момент Украина, в отличие от многих других стран бывшего Союза, не имеет инструментария для интернет-цензуры.
«Мы получим на выходе организацию, которая будет следить за списком запрещенных сайтов, –
делится мнением Тульев. –
Если под любым предлогом этот рубильник появится, он будет перехвачен и использован для того, для чего он может быть применен с единственной целью – политической цензуры».
Для многих экспертов неочевидно, является ли указ о введении санкций обязательным к исполнению.
«Эти ресурсы должны быть заблокированы целой группой провайдеров, которые отвечают за функционирование этих сайтов в Украине.
Провайдеры – это преимущественно частные юрлица, и решение такого органа как СНБО, не может на них распространяться
Как сказано в статье 10 закона «О СНБО», решения СНБО, введенные в действие указами президента Украины, являются обязательными к исполнению органами исполнительной власти», –
отметил адвокат Сергей Войченко. Со слов юриста, подобные
запреты являются прямым нарушением статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод —
«Свобода выражения мнений».
Как отмечают эксперты, именно плюрализм мнений — наиболее эффективный способ противостоять внешним идеологиям.
«Нужно объяснять людям, действовать встречной пропагандой. Кто захочет, тот найдет», –
считает Тульев. Он добавил, что цензура — «это виселица, на которой будут вешать людей, и не надо называть ее качелькой».
«Интересным является тот факт, что закон об этих мерах был подписан за два года до президентских выборов. На блокировку сайтов уйдет три года, после чего начнется подготовка к парламентским выборам. Таким образом, мы приближаемся к тоталитарному режиму», –
отметил адвокат Войченко.
Антироссийские санкции Порошенко ударят по украинцам — взгляд из Украины
В защиту российских сайтов выступила международная правозащитная организация Human Rights Watch
Правозащитники расценили действия украинских властей как попытку установить контроль над общественным мнением.
Незадолго до введения санкций по Украине прокатилась волна попыток подросткового суицида. А в соцсети «ВКонтакте» функционировали так называемые «группы смерти». Кураторы таких сообществ приглашали подростков в «игру», конечная цель которой заключалась в самоубийстве.
На брифинге 1 марта 2017 года начальник Киевского управления киберполиции Сергей Крапива рассказал, что управление получает в среднем около 70 сообщений ежедневно относительно того, что подростки могут быть участниками суицидальных групп, но только 15-20% сообщений подтверждаются. Однако еще до введения санкций администрация «ВКонтакте» самостоятельно начала блокировать хештеги «групп смерти».
С появлением таких групп начали формироваться различного рода конспиративные теории, согласно которым
все истории с «синими китами» были организованы спецслужбами специально для того, чтобы подготовить лояльное восприятие запрета на популярный ресурс,
отметил эксперт Тульев. Но следует отметить, что группы «синих китов» и попытки покончить с жизнью зафиксированы не только в Украине.
Такие факты известны во всем ближнем зарубежье (особенно где популярны российские социальные сети), в том числе в России, Молдове и Кыргызстане. Поэтому ссылки спецслужб и законодателей на группы «синих китов» скорее всего являются не более чем удобным дополнительным предлогом для введения ограничений. Так, например, в 2016 году, после волны суицидов, в РФ были ужесточены меры контроля над социальными сетями. В частности, был принят так называемый «пакет Яровой», согласно которому ФСБ получила полный контроль над интернет-пространством через отслеживание работы соцсетей и мобильных операторов.
Активное обсуждение вопроса «синих китов» в Украине в последние два месяца также, возможно, должно было сделать блокировку ассоциирующихся с игрой интернет-ресурсов логичным действием. Тульев назвал этот процесс раскачиванием ситуации с целью создать еще одну причину – в дополнение к заявлениям о национальной безопасности – для введения цензуры.