Навязываемые обществу дискуссии о значении победы над фашизмом оказывают наиболее сильное влияние на тех, кому сейчас 20-30 лет.
Поэтому широкая народная поддержка мероприятий 9 мая не должна успокаивать — ситуация с исторической памятью тревожная. Эту тему на портале Информационно-аналитического центра МГУ обсудили заместитель главного редактора Дарья Чижова и генеральный директор центра, политолог Сергей Рекеда.
Дарья Чижова: Май 2017 года стал показательным в плане текущей идеологической ситуации в большинстве стран постсоветского пространства. Прежде всего, шествие «Бессмертного полка» собрало намного больше участников, чем в прошлые годы.
Это хорошо было заметно на казахстанском примере. По предварительной информации, около 70-100 тысяч алматинцев прошли с портретами солдат Великой Отечественной. Намного более многочисленной была и акция в столице Казахстана. По данным столичного акимата, в первой акции, которая состоялась в 2015 году, приняли участие 1500 человек. В 2017 количество участников достигло уже 20 тысяч.
Причем большую помощь в организации шествия оказал астанинский акимат. Нет точных данных по регионам, но и там, полагаю, примерно сходная картина.
На мой взгляд, события 9 мая показательны в плане отношения органов государственной власти РК к праздничным мероприятиям. При всем сложном отношении к ряду вопросов, связанных с символикой праздника — георгиевскими ленточками, — например, общий тренд был явно примирительный – поддержать народную инициативу, дать возможность вспомнить тех, кто погиб на фронте, кто воевал, кто ковал победу в тылу.
Сергей Рекеда: В отношении позиции казахстанских властей я с тобой полностью согласен. Но если говорить об информационном фоне, он оказался неоднозначным.
В социальных сетях была сделана попытка навязать полемику вокруг «Бессмертного полка»
Причем речь не шла о том, нужен ли или не нужен этот марш – общая мысль сводилась к тому, что такого рода шествия «навязаны» внешними силами, нам (т. е. Казахстану) нужно в перспективе ограничивать подобные акции. Даже если эти шаги вызовут «временный раскол в общественных настроениях».
Очень откровенно, типично в «украинском стиле». Примерно в таком же духе оценивал акцию «Бессмертный полк» Петр Порошенко
Накануне праздника была опубликована «программная» статья политолога Расула Жумалы, где были, в частности, такие оценки: «Эта война проходила не на казахской земле, чтобы называть ее Отечественной». По моему ощущению, реакция большинства читателей на подобные откровения была негативной. Но сам факт, что группа достаточно известных экспертов в ФБ, казахоязычных изданиях и публичных выступлениях продвигает тезис «это была не наша война», представляется мне существенным и важным.
Это и наша победа: как не стать жертвой пропаганды «диванных батыров»?
Со стороны ряда экспертов идет игра на повышение ставок – навязывается дискуссия о главном и едва ли не единственном в настоящий момент фундаментальном узле нашей общей исторической памяти – Победе.
Возникает ситуация «идеологического конфликта», причем навязанного абсолютно искусственно –
все большее число казахстанцев становятся участниками акций по сохранению общей исторической памяти. Причем речь идет не только о «Бессмертном полке». Вспомним масштабные акции последних двух лет – «Свеча памяти», «Нас миллионы панфиловцев», Форум Победителей, прошедшего в этом году в Астане. И на этом фоне
попытки «раскачать» тему не находят поддержки в казахстанском обществе
Ответ Расулу Жумалы: 9 Мая – День Победы, а не Скорби
Дарья Чижова: Попытки изобразить День Победы как чуждый праздник, который привнесен извне и связанный не с подвигом предков, а с некой политической лояльностью, конечно нельзя не заметить. Но мне кажется, что в условиях такой широкой общественной поддержки празднования 9 мая в Казахстане
те провокации, о которых мы говорим, напротив, сплотили и мобилизовали общество
По моим впечатлениям даже от того же Форума Победителей в Астане, люди в Казахстане не меньше, чем в России чувствуют, что позитивную память о Великой Отечественной войне пытаются сначала притушить, а потом и вовсе подменить иной трактовкой событий. Может быть поэтому в этом году празднование Дня Победы и было столь массовым. В России, например, Бессмертный полк собрал беспрецедентное число участников.
9 мая — праздник или День скорби и памяти?
Сергей Рекеда: Да, эффект мобилизации, безусловно, есть, но ключевой момент заключается здесь как раз в том, чтобы «притушить память» через идеологический конфликт. Понятно, что поколение 40-летних и старше в своем отношении к Великой Отечественной войне довольно монолитно и пытаться заменить их представления о Дне Победы не слишком перспективно.
Поколение 20-30-летних вроде бы тоже люди с уже сформировавшимся мировоззрением, но здесь общая память уже дает заметные трещины
Эти люди сформировались в другой интеллектуальной среде – слушая якобы высокоморальные размышления, что в той войне не было победителей, а были лишь жертвы, читая о тождественности и равности нацизма и коммунизма, наблюдая за попытками сделать из 9 мая день скорби и т. д. То есть по сути, для людей этого поколения уже нет единой сакральности в отношении к Дню Победы.
Как георгиевская ленточка и «Бессмертный полк» разделили Узбекистан
Такая позиция неминуемо отразится на поколении их детей, для многих из которых 9 мая будет вовсе непонятным праздником
Поэтому те «вбросы» и провокации, которые осуществляются сейчас, нацелены, конечно, в будущее, а не на сиюминутный эффект. Рост общественной активности по отношению к Дню Победы, безусловно, виден и приятен, но не должен успокаивать. Ведь описанные выше поколенческие процессы параллельно идут и в России, и в Казахстане, и в Беларуси, и в других соседних странах.
Главный вопрос дня сегодня, как бы это банально ни звучало, как привить общество от подобной «псевдоистории» и что мы совместно можем противопоставить таким гуманитарным вызовам. И на них нам неминуемо придется отвечать, чтобы сегодняшние единичные попытки не стали доминирующей тенденцией завтра.