Прошедший в Пекине форум «Один пояс — один путь» вновь поднял старый вопрос: не скрывается ли за чисто экономической риторикой китайских властей стремление усилить политическое влияние в Центральной Азии?
Принесет ли сопряжение казахстанских инфраструктурных проектов и китайской инициативы по возрождению Шелкового пути реальные выгоды Казахстану и перевесят ли они неизбежные риски? На эти вопросы при помощи известных экспертов попытался ответить Информационно-аналитический центр МГУ.
Назарбаев высказался о международной инициативе Китая
В Казахстане будущие экономические успехи связывают с развитием нескольких сфер: обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и транспортно-логистического комплекса. Развитию последнего посвящена госпрограмма «Нурлы жол» («Светлый путь»), приоритеты которой прочерчены в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в сопряжении с китайской инициативой Экономического пояса Шелкового пути. Каких успехов в этой сфере удалось добиться Казахстану на текущий момент? Можно ли говорить о первых результатах сопряжения казахстанских инфраструктурных проектов и ЭПШП?
По данным экспертного центра «Евразийское развитие», подготовившего недавно доклад «Карта инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа», Казахстан обладает достаточно диверсифицированной транспортной системой, позволяющей поставлять свои товары на экспорт практически по всем направлениям.
Китайская экспансия не страшна Казахстану, — экономисты
Казахстан напрямую участвует в трех направлениях Евразийского трансконтинентального коридора ЭПШП: Китай – Казахстан – Россия – Европа, Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа и Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран – Пакистан. Казахстан диверсифицирует транспортные маршруты, строя автомобильные и железные дороги – в частности, подходят к концу, хоть и с некоторыми задержками, работы по строительству международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
Еще одной частью инициативы ЭПШП являются китайские инвестиционные проекты на территории Казахстана. К этой части ЭПШП внутри Казахстана сложилось двоякое отношение: пока власти заявляют о больших перспективах новых производств, население выражает тревогу относительно усиления экономической зависимости от Китая. В частности, высказываются опасения по поводу переноса на территорию Казахстана 51 китайского производства.
Считается, что это «грязные» предприятия, которые негативно повлияют на экологическую обстановку в стране
Китайский автопром на пороге прорыва в Казахстане
Возможно, опасения эти небезосновательны, поскольку часть производств относится к машиностроению и энергетике, часть – к химии и металлургии. Недавно СМИ сообщили о строительстве химико-металлургического комплекса в Павлодаре. Начало строительных работ запланировано на 2017 год, однако с точными данными о заводе в открытом доступе ознакомиться нельзя.
Научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Балтабай Сыздыков напоминает, что Россия первая выступила инициатором состыковки ЕАЭС и нового Шелкового пути.
«В мае 2015 года Россия и Китай скоординировали свои действия в Центральной Азии и приняли решение о сопряжении или взаимодополняемости не противоречащих друг другу проектов ЕАЭС и ЭПШП», —
отмечает эксперт.
Уже в сентябре 2015 года Нурсултан Назарбаев сообщил о планируемом переносе 51 китайского производства в Казахстан. Позднее слово «перенос» в риторике чиновников было заменено на «реализацию инвестиционных проектов». По словам Балтабая Сыздыкова, в 2017 году была начата реализация двенадцати из них.
«Преимущественно это обрабатывающая промышленность. Среди них наиболее крупные – это строительство медеплавильного завода в Восточно-Казахстанской области, завода по выпуску полипропилена в Атырауской области и модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающий завода. В целом,
реализация проектов позволит создать дополнительно 15 тысяч рабочих мест, а также существенно повысить квалификацию казахстанских рабочих», —
объясняет выгоды для казахстанской стороны эксперт.
Казахстан и Китай планируют проложить ж/д магистраль через ВКО
Основным инвестором этих проектов является КНР.
«В рамках инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» планируется реализация проектов, в том числе финансируемых Фондом Шелкового пути и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. Общая программа сотрудничества предусматривает реализацию 51 проекта с согласованным объемом китайских инвестиций в 26 миллиардов долларов США», —
поясняет Сыздыков.
Эксперт также дал оценку влиянию на сопряжение ЕАЭС и ЭПШП антироссийских санкций западных государств.
«С нашей точки зрения, санкции западных государств не создадут каких-либо препятствий процессу сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Это связано с тем, что транспортные проекты, находящиеся на территории России, используются не только для транзита, но и с целью внутренних перевозок. Следовательно, их реализация представляется стратегически важным процессом и не зависит от вводимых внешних санкций.
Как США попытаются использовать «Один пояс — один путь» Китая
Следует обратить внимание и на тот факт, что
с учетом нарастающих пророссийских настроений в странах Европы, процесс отмены санкций представляется возможным в ближайшее время
Дополнительным аргументом являются альтернативные маршруты – существуют три транспортных коридора ЭПШП, позволяющих доставлять товары в Европу, что предоставляет Китаю возможность в зависимости от внешних политических условий выбирать наиболее эффективный маршрут», —
подчеркивает представитель КИСИ.
Если говорить о политической составяющей, у многих возникает закономерный вопрос: не является ли ЭПШП прикрытием для планов Китая по усилению влияния в Центральной Азии?
Кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета Мария Лагутина считает, что геополитика занимает не последнее место в повестке китайских властей.
«Несмотря на то что Китай подчеркивает чисто экономический характер ЭПШП, не вызывает сомнений и его геополитическое значение.
Целью проекта является не только поиск новых рынков сбыта китайской продукции, но и создание благоприятной для КНР геополитической обстановки. И это вполне закономерно
С моей точки зрения, в современном мире любой экономический проект имеет и геополитические цели. Кстати, об усилении влияния Китая в Центральной Азии говорят не только российские, но и западные эксперты. На Ежегодном конвенте Ассоциации международных исследований в Балтиморе (США) в этом году несколько экспертов отмечали, что
Центральная Азия уже сейчас является «прикитайской» зоной влияния, а не российской», —
рассказывает эксперт.
Не спешите радоваться! Новый Шелковый путь глазами Германии
Также Лагутина обращает внимание на перспективы создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. На текущий момент подобный договор у союза есть только с Вьетнамом.
«На данном этапе создание зоны свободной торговли с Китаем является спорным шагом. Причина в том, что в китайской двусторонней системе торговли со странами ЕАЭС превалирует схема «ресурсы в обмен на промышленную продукцию», и в этом случае намерения стран ЕАЭС в рамках зон свободной торговли расширить рынки сбыта своей машиностроительной продукции, вероятнее всего, реализованы не будут.
В случае с КНР создание ЗСТ будет лишь укреплять торговые отношения в интересах Китая,
что в свою очередь не отвечает интересам экономик ЕАЭС», —
считает эксперт.
Новый Шелковый путь заработал: прошел первый поезд из Китая в Иран
По мнению эксперта, страны евразийского экономического объединения на данном этапе не вполне готовы к созданию полноценной зоны свободной торговли с КНР. Тем временем процессы сближения обоих проектов продолжается. Ряд производств в Казахстане уже торжественно запущен, остальные ожидают ввода в эксплуатацию.
Безусловно, финансовые показатели покажут рост. Главное, чтобы политика, которая дала старт сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, не стала причиной сворачивания процессов в будущем.
Юрий Масанов (Астана)