Майкл Обренович – французский художник и скульптор, главный скульптор казахстанского павильона на всемирной выставке ЭКСПО 2017 в Астане. Свою фамилию он получил от деда, серба по происхождению.
Историю своей фамилии Майкл рассказывает охотно: дед чудом сбежал из нацистского лагеря во время Второй Мировой войны и приехал в Алжир. Страна была тогда французской колонией. Там он повстречался с французской бабушкой Майкла – Жанной. Сегодня внук сербского беглеца живет в Казахстане, а до этого работал по всему миру, его произведения выставлялись во многих странах, включая Францию, Макао, Бали, Индонезии и Сингапур. О своих первых впечатлениях от Казахстана он рассказал нам в интервью.
— Где вы родились, учились?
— Родился в 1979 году на Французской Ривьере во Франции. Страсть к творчеству всегда была и я решил закончить курсы по прикладному искусству. Был очарован искусством и историей цивилизации с самого раннего возраста. Сейчас я работаю на международном уровне как современный художник и представляю свои коллекции в галереях и известных отелях по всему миру. Мой художественный подход тесно связан с «органическим», «гуманистическим» движением и страстью к формам и материи. Любимая цитата — нет ограничений творчеству, кроме тех, которыми вы сами себя связываете. Ориентация на духовную интроспекцию вдохновляет меня на создание уникальных произведений в бесконечных поисках глубокого понимания мира путем продвижения кросс-культурных и междисциплинарных произведений. Работами я хочу передать свое личное видение смысла жизни и нашего места во вселенной.
— Расскажите немного о своей работе для EXPO и идеях, стоящих за ними.
— Я один из главных художников, приглашенных для показа своих работ на предстоящей выставке EXPO в Астане. Экспозиция будет включать в себя пять концептуальных скульптур в соответствии с темой «Энергия Будущего» и будет демонстрироваться в казахстанском павильоне. Я вложил в каждый экспонат душу и воображение, чтобы символизировать возможные будущие источники энергии, используя абстрактное видение.
— Вы впервые принимаете участие в такой крупной международной выставке?
— У меня был прекрасный опыт работы с «Le french May» (‘’Французский Май») в Макао / Гонконге в 2015 году, но Expo Astana 2017 — это, безусловно, мое самое большое событие и интересный проект на данный момент. Работа с казахстанцами — потрясающий опыт. У меня уже есть много проектов, связанных с известными отелями, над которыми буду работать после выставки в Астане и Алматы. Мое сотрудничество с куратором Диной Байтасовой, генеральным директором Artios, — первая страница книги, ожидающей своего написания.
— Каковы самые большие различия между вашей страной и Казахстаном?
— Климат, конечно, очень отличается от французской Ривьеры. Более ветрено, холодно, нет моря и больше степей, чем у нас.
Размеры Казахстана таковы, что кажется, будто вы можете ехать в неизвестность в течение многих часов без остановки, пока полностью не потеряете чувство времени
Когда прибываешь в страну, сначала все выглядит совсем по-другому. Но из прошлого опыта путешествий и моего проекта «Ворота мира», я понял, что люди одинаковые по всему миру.
Что вам понравилось в Казахстане?
— Многое, начиная от людей и еды, до атмосферы, подлинности, гостеприимства, бесконечных пейзажей, красоты гор, богатой культуры, казахского духа, природы и опять еды… Самые яркие впечатления:
Надеюсь, у меня будет больше времени во время моей следующий поездки на открытие выставки в июне, чтобы больше узнать о Казахстане. Я хотел бы увидеть больше гор и природы. Возможно, это стало бы новым источником вдохновения для моего искусства после поездки в Бурабай. Я действительно полюбил ветер в степи, прекрасный свет в березовом лесу и озеро — это был удивительный опыт.
— Что вам не понравилось?
— У вас относительное понятие о времени и сроках — пунктуальности
Ветер может быть диким. Мне повезло, что до сих пор я не испытал холодной погоды, так как приехал в апреле. Но я даже боюсь представить, насколько здесь может быть холодно.
Люди никогда не отвечают, когда я говорю «привет» незнакомцам, но недавно просто понял, что здесь никто этого не делает и я для них странный чудак
— Что было самым странным для вас в Казахстане?
— Опять-таки, понимание времени. Казахи кладут большое количество укропа во многие блюда, тогда как мы кладем немного и только в рыбу.
— Чувствуете ли вы себя чужим в Казахстане?
— Все зависит от того, куда вы идете. Может быть, только несколько раз я чувствовал себя так. Например, когда дети смотрят на меня, как будто они никогда не видели моего типа лица или не слышали моего языка, но делают это так мило и забавно. Вероятно, больше всего я почувствовал это в Павлодаре, когда был один в аэропорту и попросил кофе. В тот момент я почувствовал себя одиноким чужаком в городе. Но в любом случае, ни разу не испытывал никаких негативных чувств по отношению к себе как к иностранцу. Кажется, люди идут по своим делам и не особо заботятся обо мне или о различиях.
Может быть, просто я уже стал похож на настоящего казаха,
и они не видят никакой разницы.
— Чем казахские женщины отличаются от женщин в вашей стране?
— Трудная задача говорить о женщинах, откуда бы они ни были… Я просто скажу, что казахская женщина — это драгоценность Казахстана: она очень добрая, высокообразованная, с большим чувством гостеприимства и хорошим чувством юмора. Кажется,
они могут кушать в 4 раза больше, чем я, и оставаться по-прежнему стройными и элегантными
Скорее всего, они традиционнo консервативны, если смотреть на ролевую модель «мужчина и женщина». Это немного старомодный подход. Кажется, что женщина больше внимания уделяет дому и заботе в первую очередь о мужчине. Во Франции же мы, мужчины, тоже готовим и занимаемся домашним хозяйством наравне с женщинами.
Но в то же время, похоже, в Казахстане все меняется с новым поколением. Кажется, что
молодое поколение застряло между консервативной культурой и свободой независимой женщины
— А как насчет мужчин?
— Мужчины очень гордые, но стильные. Поначалу кажется, что к ним трудно подступиться, но потом лед пробивается.
— Проще ли жить здесь, когда речь идет о деньгах?
— Я думаю, что по сравнению с Eвропой цены схожи, иногда немного ниже.
— Смогли бы вы переехать сюда навсегда?
— Может быть.., с апреля по октябрь. Но в любом случае, с моей работой я никогда не перееду куда-либо навсегда. Искусство всегда приводило меня в новые места для создания новых коллекций и организации новых выставок. С моим агентом из Artios уже планируем несколько проектов для ‘Ворот Казахстана’ и другие. Так что похоже, Kазахстан после выставки EXPO будет в моем расписании довольно часто. В конце концов, у меня в некоторой степени казахская душа, я художник-кочевник в этом мире, не так ли? Я мог бы описать Казахстан одной фразой: ‘Казахстан – ожидайте неожиданное!’ А мое любимое слово на русском — ‘Молодец!’